Министерство финансов Республики Узбекистан |
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан
|
№ 06/04-01-32/59 |
№ 17/3-00726 |
«10» января 2020 года
Государственным
налоговым управлениям
Республики Каракалпакстан, областей
и г. Ташкента
Министерству
финансов
Республики Каракалпакстан,
финансовым управлениям областей и
г. Ташкента
Обобщив поступающие вопросы от налогоплательщиков в ходе проведенных семинаров в связи с принятием с 1 января 2020 года Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан сообщают.
I. По переходу на уплату налога с оборота либо налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль.
1. Плательщики
единого налогового платежа и НДС на добровольной основе в 2019 году, чей
совокупный доход по итогам 2019 года не превысил
1 млрд. сум, вправе с 1 января 2020 года:
а) платить налог с оборота;
б) отказаться от налога с оборота и перейти на уплату налога на прибыль и продолжить уплачивать НДС.
Для отказа с 1 января 2020 года от уплаты налога с оборота и перехода на уплату налога на прибыль и НДС налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.
Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота и он исключается из реестра плательщиков НДС с 1 января 2020 года. При этом, принимая во внимание, что налоговым периодом является месяц, взамен всех счетов - фактур, выставленных покупателям в январе 2020 года, необходимо выставить корректировочные счета - фактуры («Без НДС») и довести их до получателей товаров (услуг) для последующей корректировки ими зачета. В данном случае финансовые санкции не применяются.
Плательщики единого налогового платежа и НДС на добровольной основе в 2019 году, при отказе от применения с 1 января 2020 года налога с оборота, сохраняют регистрационный код плательщика НДС.
2. Плательщики единого налогового платежа в 2019 году, совокупный доход которых по итогам 2019 года не превысил 1 млрд. сум, при выборе уплаты налога с оборота с 1 января 2020 года, уведомление об этом в налоговые органы не представляют.
3. Налогоплательщики, перешедшие с 1 января 2019 года либо ранее на уплату НДС и налога на прибыль, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд. сум, при переходе с 1 января 2020 года на уплату налога с оборота, в срок до 1 февраля 2020 года представляют в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.
При этом налогоплательщики, отказавшиеся в 2019 году от уплаты единого налогового платежа и чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд. сум, вправе перейти на уплату налога с оборота с 1 января 2021 года.
Для этого, в срок до 20 декабря 2020 года необходимо представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.
4. Юридические лица, перешедшие на уплату НДС в 2019 году в связи с осуществлением импорта товаров наряду с уплатой единого налогового платежа, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд. сум, с 1 января 2020 года вправе перейти на уплату налога с оборота, если у них отсутствует импортный контракт на поставку товаров и (или) ввоз товаров в 2020 году, или выбрать уплату НДС и налога на прибыль.
Для отказа с 1 января 2020 года от уплаты налога с оборота и перехода на уплату НДС и налога на прибыль налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.
Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота.
В аналогичном порядке, индивидуальные предприниматели, осуществляющие уплату НДС наряду с уплатой налогов по упрощенной системе налогообложения, вправе отказаться от уплаты НДС, если у них отсутствует импортный контракт на поставку товаров и (или) ввоз товаров в 2020 году, и совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд. сум.
II. По налогу на добавленную стоимость.
1. Зачет НДС по транспортным средствам.
Налогоплательщики, перешедшие в 2019 году либо ранее на уплату НДС и принявшие частично (с учетом разбивки на 12 месяцев) к зачету сумму НДС по приобретенным в 2019 году транспортным средствам, в том числе которые не связаны с осуществляемым видом деятельности, оставшуюся сумму НДС с 1 января 2020 года вправе полностью отнести к зачету.
При этом налогоплательщики, переходящие после 1 января 2020 года с налога с оборота на уплату НДС и налога на прибыль, сумму НДС по приобретенным транспортным средствам, которые не связаны с осуществляемым видом деятельности, к зачету не относят.
III. По налогу на имущество и земельному налогу юридических лиц.
1. В соответствии со статьей 412 Налогового кодекса Республики Узбекистан налоговой базой по полностью амортизированным зданиям является их переоцененная (рыночная) стоимость, определяемая не реже одного раза в три года.
До 10 января 2020 года налогоплательщики заполняют справку о сумме налога на имущество за текущий налоговый период по всем объектам налогообложения, включая по полностью амортизированным зданиям.
Стоимость полностью амортизированных зданий можно определить одним из следующих способов:
по имеющимся у налогоплательщика данным оценочных организаций (например, предприятие получало кредит и у него есть такая оценка);
самостоятельно, на основе стоимости аналогичных объектов
– по данным сайтов недвижимости, средств массовой информации, биржи
недвижимости
и т.п.
Самостоятельно проведенная оценка может оказаться заниженной или завышенной по сравнению с рыночной стоимостью объекта. В связи с этим налогоплательщик вправе воспользоваться услугами оценочных организаций.
Если оценка, проведенная организацией, имеющей лицензию на осуществление оценочной деятельности, будет отличаться от расчетов налогоплательщика, то налогоплательщик вправе представить уточненную справку о сумме налога за 2020 год. Так, при снижении рыночной стоимости по сравнению с расчетной налог должен быть пересчитан в сторону уменьшения. При увеличении - налог возрастет, но при предоставлении уточненной справки до 1 апреля текущего года и доплате авансового платежа пеня начисляться не будет.
При увеличении в течение 2020 года предполагаемой
налоговой базы
(то есть с появлением новых объектов налогообложения, в т.ч. полностью
амортизированных зданий) налогоплательщик вправе представить уточненную справку
о сумме налога. При этом авансовые платежи за оставшуюся часть налогового
периода корректируются на сумму изменения налога равными долями.
2.
В Налоговом кодексе Республики Узбекистан предусмотрено, что железнодорожные
пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и
электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической
частью указанных объектов, а также земельные участки, занятые этими объектами (и
другие объекты, предусмотренные в части четвертой статьи 415 и части третьей
статьи
429 Налогового кодекса Республики Узбекистан) подлежат налогообложению налогом
на имущество (по ставке 0,2 процента)
и земельным налогом (применяется коэффициент 0,1 к налоговым ставкам).
Указанная норма вступает в силу с 1 апреля 2020 года, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года № ЗРУ-599 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».
Налогоплательщики,
представившие до 10 января текущего года справку о сумме налога на имущество за
текущий налоговый период и (или) налоговую отчетность по земельному налогу в
части земель несельскохозяйственного назначения без отражения в них вышеперечисленных
объектов, вправе представить уточненную справку
о сумме налога на имущество и (или) уточненную налоговую отчетность по
земельному налогу до 10 апреля 2020 года
без начисления пени. При этом авансовые платежи по налогу на имущество и
сумма земельного налога за оставшуюся часть налогового периода корректируются
на сумму изменения по каждому налогу.
Согласно статье 82 Налогового кодекса Республики Узбекистан крупные налогоплательщики, независимо от местонахождения, представляют налоговую отчетность в Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам. При этом налогоплательщики, не относящиеся к категории крупных налогоплательщиков, представляют:
налоговую отчетность по налогу на имущество в налоговый орган по месту налогового учета один раз в год в срок представления годовой финансовой отчетности. Если недвижимое имущество (за исключением железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач), находится не по месту налогового учета налогоплательщика, налоговая отчетность представляется в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества (статья 417 Налогового кодекса Республики Узбекистан);
налоговую отчетность по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (статья 431 Налогового кодекса Республики Узбекистан):
по землям несельскохозяйственного назначения – до 10 января текущего налогового периода;
по землям сельскохозяйственного назначения – до 1 мая текущего налогового периода.
IV. По переходу сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота.
С 1 января 2020 года отменен единый земельный налог, в связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители переводятся на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота (если совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд. сум и площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий составляет менее 50 гектаров).
Сельскохозяйственные товаропроизводители, являвшиеся в 2019 году плательщиками единого земельного налога и НДС, в связи с превышением порогового размера совокупного дохода в размере 1 млрд. сум или площади орошаемых сельскохозяйственных угодий в размере 50 гектаров либо осуществляющие производство хлопка-сырца, с 1 января 2020 года уплачивают НДС, налог на прибыль и другие налоги, предусмотренные для юридических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
При этом сельскохозяйственные товаропроизводители, являвшиеся плательщиками единого земельного налога, в том числе перешедшие на уплату НДС на добровольной основе при не превышении по итогам 2019 года порогового значения совокупного дохода в размере 1 млрд. сум или площади орошаемых сельскохозяйственных угодий в размере 50 гектаров, с 1 января 2020 года вправе перейти на уплату налога с оборота или НДС и налога на прибыль.
Для перехода на уплату НДС и налога на прибыль налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.
Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота.
Заместитель министра |
Первый заместитель председателя
|
Д. Султанов |
М. Мирзаев |