В связи с поступающими запросами и предложениями от профессиональных организаций и предпринимателей, озвучиваемых на встречах с государственными органами и в средствах массовой информации, а также повышения их осведомленности о принимаемых мерах по поднимаемым ими вопросам и вовлечения их в дальнейшее совершенствование программных продуктов налогового администрирования, Министерство финансов и Государственный налоговый комитет сообщают следующее.
I. По применению новых автоматизированных информационных систем.
1. Программный продукт «E-aktiv».
а) Вовлечение субъектов предпринимательства к использованию программы в 2022 году будет осуществляться поэтапно. Так, с 1 апреля 2022 года требование об обязательном использовании программы «E-aktiv» будет распространяться только на 4 категории товаров (цемент, стекло, древесина и хлопок).
Исходя из результатов использования программы по пилотным 4 категориям товаров, перечень товаров со стороны Государственного налогового комитета поэтапно будет расширяться.
При этом внедрение программы на все категории товаров планируется завершить в IV квартале 2023 года.
б) Совместно с представителями налогоплательщиков и экспертами будут созданы отраслевые рабочие группы для полного формирования каталога товаров и услуг, определения их базовых условных единиц в наиболее простой и доступной форме до конца 2022 года.
За неиспользование программного продукта «E-aktiv» (за исключением товаров, включенных в категорию пилотных товаров), а также указание идентификационного кода продукции и услуг не соответствующий фактически поставленному товару (услуге) к налогоплательщикам меры ответственности до 1 сентября 2022 года применяться не будут.
2. По автоматизированной системе риск анализа плательщиков НДС.
а) в дополнение к ранее представленному трехмесячному периоду (с октября по декабрь 2021 года) до 1 января 2023 года приостанавливается применение нижеследующих признаков (обстоятельств) налогового риска налогоплательщиков:
личность руководителя или лица, выполняющего функции финансового управления, не подтверждена в ЕНСТ (фактор #1);
отсутствие собственного, арендуемого или безвозмездно используемого недвижимого имущества (фактор #4);
совпадение адреса налогоплательщика с адресом номинального местонахождения (менее 18 квадратных метров) (фактор # 6);
наличие фактов несвоевременного представления налоговой отчетности в течение последних 12 месяцев (фактор #14);
отсутствуют наемные работники или их менее 4 человек (фактор #15).
Данные критерии не будут приостановлены в отношении крупных налогоплательщиков и вновь регистрируемых в качестве плательщиков НДС;
б) совместно с представителями налогоплательщиков и экспертами будут созданы рабочие группы по совершенствованию признаков (обстоятельств) налогового риска и оказанию практической помощи налогоплательщикам по их предотвращению.
II. По налогу на имущество.
В соответствии с Налоговым кодексом с 1 января 2022 года налог на имущество исчисляется с учетом установленной в абсолютной величине минимальной стоимости за 1 кв.м (в качестве налоговой базы).
1. При этом территориальным финансовым и налоговым органам даны рекомендации по внесению в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов областей предложений по более широкому применению понижающих коэффициентов.
2. В Министерстве финансов с участием представителей Государственного налогового комитета, Агентства по кадастру проведена встреча с профессиональными объединениями оценщиков, на которой оценщики озвучили вопросы проведения независимой оценки, поднимаемые налогоплательщиками. По итогам встречи приняты следующие дополнительные меры:
а) результаты независимой оценки, проведенные налогоплательщиком в 2020-2021 годах, будут приниматься для определения налоговой базы.
При этом налогоплательщикам предоставлено право оценки отдельно стоящего здания либо сооружений, являющихся частью единого имущественного комплекса;
Налоговым кодексом предоставлено налогоплательщикам право привлекать независимых оценщиков для проведения оценки фактической стоимости объектов недвижимого имущества в случае, если фактическая стоимость 1 кв.м объекта ниже установленной минимальной стоимости. В таких случаях результаты независимой оценки будут признаваться в качестве налоговой базы.
б) сохраняется порядок определения налоговой базы по аналогии с порядком 2021 года (не применяется минимальная стоимость 1 кв.м) по водонапорным вышкам, резервуарам, навесам, беседкам, бетонным площадкам и стенам (бордюрам) и другим аналогичным объектам.
По мере взаимодействия с оценщиками перечень объектов недвижимости, на которые не распространяется минимальная стоимость, будет дополняться.
III. Диалог с бизнес - сообществом
Для продолжения диалога с бизнес – сообществом по принимаемым мерам и новым программным продуктам Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом совместно с профессиональными организациями будут проводиться регулярные встречи с субъектами предпринимательства, а также обсуждаться предложения и вопросы предпринимателей, в том числе поступающие через телеграмм каналы в налоговые органы.
Более активно продолжит работу Общественный совет при Государственном налоговом комитете и рассматриваемые на нем вопросы, а также их результаты будут доводится до общественности через средства массовой информации.
Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом достигнута договоренность по организации регулярных встреч с членами Торгово-промышленной палаты, Палаты налоговых консультантов, Палаты аудиторов Узбекистана и Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана. Целью данных встреч является открытое взаимодействие и диалог с бизнесом, профессиональным сообществом и экспертами по интересующим их вопросам в области налогового законодательства.
Налогоплательщики также могут представить свои предложения и вопросы через сайт buxgalter.uz, которые после их обобщения будут рассмотрены Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом.
Налаживание конструктивного диалога позволит определить вопросы, требующие более детального разъяснения, а также выработать предложения по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства.
Также будет продолжена работа по освещению новшеств в налоговом законодательстве, а также разъяснению актуальных вопросов, возникающих на практике у налогоплательщиков в средствах массовой информации и официальных телеграмм каналах и страницах в социальных сетях.
К открытому диалогу приглашаются и иные заинтересованные лица.