Hududiy
organlar

Soliq qo'mitasi

Markaziy apparat

...
  • Toshkent shahar, A.Qodiriy ko‘chasi 13a-uy
  • (71) 244-98-98 Ishonch telefoni
    (71) 244-98-98 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • org@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Andijon viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • (74) 223-95-23 Ishonch telefoni
    (74) 223-95-23 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • andijon@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Buxoro viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • (65) 221-26-89 Ishonch telefoni
    (65) 221-26-89 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • buxoro@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Jizzax viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • 72 222-07-00 Ishonch telefoni
    72 222-07-00 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • Jizzax@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Qashqadaryo viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • (75) 225-10-82 Ishonch telefoni
    (75) 225-10-82 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • Qashqadaryo@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Navoiy viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • Navoiy shahar, Navoiy ko‘chasi, 27-b uy
  • (79) 223-53-71 Ishonch telefoni
    (79) 223-53-71 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • Navoiy@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Namangan viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • (69) 227-91-96 Ishonch telefoni
    (69) 227-91-96 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • Namangan@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Samarqand viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • 55 704-06-16 Ishonch telefoni
    55 704-06-16 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • Samarqand@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Surxondaryo viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • Termiz shahar, M.Kahhor ko‘chasi, 23-uy
  • (0-376)-223-50-74 Ishonch telefoni
    (0-376)-223-50-74 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • Surxondaryo@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Sirdaryo viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • Guliston shahar, Islom Karimov ko‘chasi, 41-uy
  • (67) 235-03-42 Ishonch telefoni
    (67) 235-03-42 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • sirdaryo@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Toshkent shahar

Soliq boshqarmasi

...
  • (71) 244-54-86 Ishonch telefoni
    (71) 244-54-86 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • Toshkent@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Toshkent viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • (78) 150-49-56 Ishonch telefoni
    (78) 150-49-56 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • Toshkent_vil@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Farg‘ona viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • (73) 241-70-61 Ishonch telefoni
    (73) 241-70-61 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • fargona@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Xorazm viloyati

Soliq boshqarmasi

...
  • Urganch shahri Islom Karimov ko‘chasi, 124-uy
  • (62) 223-10-10 Ishonch telefoni
    (62) 223-10-10 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • xorazm@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Qoraqalpog'iston Resp.

Soliq boshqarmasi

...
  • Nukus shaxar. T.Qaypbergenov ko‘chasi, 23-uy
  • (61) 222-00-33 Ishonch telefoni
    (61) 222-00-33 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • Qoraqalpogiston@soliq.uz
Sahifaga o'tish

Hududlararo inspeksiyasi

Soliq boshqarmasi

...
  • Toshkent shahri, Xadra mavzesi, Alisher Navoiy ko‘chasi, 16-B
  • 71 202-21-04 Ishonch telefoni
    71 202-21-04 Faks
  • Ish vaqti : 9:00 - 18:00
    Tushlik : 13:00 - 14:00
    Dam olish kuni: Shanba, Yakshanba
  • mri@soliq.uz
Sahifaga o'tish

ХХХ заседание Координационного совета руководителей налоговых служб государств-участников СНГ

06/10/2023

 ДОКЛАД
первого заместителя председателя Налогового комитета
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ
АНАЛИЗ МАССИВНЫХ ОБЪЕМОВ ДАННЫХ
И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОМПЛАЕНСА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Астана, 6 октября 2023 г.

 

Уважаемые коллеги!
Дамы и господа!

Сегодня в некотором смысле историческое событие – Узбекистан впервые представлен на заседании Координационного совета руководителей налоговых служб государств-участников СНГ в качестве полноправного участника.

И весьма знаменательно, что это происходит в ходе юбилейного 30-го заседания КСРНС.

Отдельно хотелось бы отметить высокий уровень подготовки и организации сегодняшнего мероприятия, а также выразить искреннюю признательность Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и лично Жандос Жумабаевичу Дуйсембиеву за теплое гостеприимство, оказанное делегации Узбекистана.

Уже становится нормой, что в современных условиях динамичного развития интеграционных процессов и глобализации экономических взаимоотношений повышается актуальность широкого внедрения современных информационных технологий в налоговой сфере.

В налоговых органах Узбекистана благодаря внедрению технологических цифровых решений в налоговое администрирование удалось снизить нагрузку на налогоплательщиков при исполнении ими налоговых обязательств, достичь оперативности и прозрачности в работе налоговых органов.

Стратегическими направлениями развития информационно- коммуникационных технологий налоговых органов были приняты:

  • Обновление инфраструктуры центра обработки данных, закупка серверов, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;
  • Модернизация коммуникационных сооружений и систем информационной безопасности налогового комитета;
  • Создание единой платформы для информационных систем налогового администрирования;
  • Внедрение современных технологий автоматизации налогового администрирования в том числе на основе анализа больших объемов данных;
  • Расширение услуг, предоставляемых налогоплательщикам в режиме реального времени.

За период 2009-2011 гг. нами была осуществлена модернизация телекоммуникационных сетей. Запланирована и начата работа по автоматизации процессов управления

В 2012-2014 гг. создан Центр обработки баз данных. Организована единая интегрированная информационная база, осуществлен переход на межведомственный электронный обмен информацией.

В 2015-2017 гг. создан портал налоговых органов "Электронные налоговые услуги" (my.soliq.uz). В практику внедрена система видеоконференцсвязи.

В 2018-2022 гг. проведена модернизация Центра обработки данных. Осуществлен переход на оформление электронных счетов фактур.

Внедрены онлайн контрольно-кассовые машины. Создан национальный каталог товаров и услуг, цифровой маркировки. Разработана и внедрена система мотивации граждан (налоговый партнер, кешбэк) к сотрудничеству с налоговыми органами.

В настоящее время разрабатывается система управления комплаенс рисками (CRM).

Осуществляется внедрение Протоколов информационной и кибербезопасности. Ведутся разработки с применением облачных вычислений, технологий Big Data, IoT, внедряются технологии искусственного интеллекта.

В октябре 2020 года Президентом Узбекистана был принят Указ «Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов», который предполагал проведение реформы организационной структуры налоговых органов и обеспечения качественного обслуживания налогоплательщиков.

В качестве примера представляем некоторые цифровые решения, внедренные в деятельность налоговых органов за последние три года.

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

Налоговым комитетом приняты меры по интеграции сервисов операторов электронных счетов-фактур, системой электронных договоров и Единым электронным классификатором товаров и услуг.

За 3 года уровень охвата системы электронных счет-фактур, увеличился до 100%, что способствовало увеличению налогооблагаемого товарооборота в 6 раз по сравнению с 2019 г.

Всего в системе оформлено 88,9 млн документов. Сумма, сэкономленная предпринимателями на расходование бумаги, составила 5 млрд сумов. Сэкономленное время - 7 415 тысяч часов.

ОНЛАЙН КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА

В качестве поддержки предпринимателей государство взяло на себя затраты на приобретение и установку онлайн-ККТ и 2D сканера в счет будущих налогов.
В результате онлайн кассовой-контрольной техникой охвачено более 98% (224 тысяч) торговых точек.

Благодаря этому, отчёт налога с оборота формируется в автоматическом режиме на основании данных ЭСФ и чеков
онлайн-ККТ, что освободило предпринимателя от рутины заполнения данного отчёта.

В настоящее время 186 тыс. субъектов предпринимательства используют в своей деятельности 220,1 тыс единиц онлайн контрольно-кассовой техники (ККТ). Через онлайн-ККТ выдано 560 млн чеков, товарооборот по ним составил более 145,3 трлн сумов.

НАЛОГОВЫЙ ПАРТНЕР (или налоговый общественный контроль)

Всего по состоянию на 1 сентября текущего года выездные налоговые проверки проведены у 50 тыс. субъектов предпринимательства, не выдавших товарные чеки, из них около 42 тыс. оштрафованы на сумму 137,9 млрд сумов, из которых взысканы 127,6 млрд сумов.

ЕДИНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ И УСЛУГ)

В целях реализации систематизированного обмена электронными данными НК была создана и постоянно пополняется система Единого электронного национального каталога продукции (товаров и услуг) (tasnif.uz). На сегодняшний день сформировано около 270 тыс. наименований продуктов, товаров и услуг.

Расширяется перечень товаров в системе цифровой маркировки товаров. В настоящее время он уже охватывает алкогольную и табачную продукцию, лекарственные препараты и электротовары.

Ведутся работы над созданием системы онлайн мониторинга объёма реализованного сжиженного газа; единой платформы транспортно-грузовых услуг.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛОГОВОГО РИСКА

Ежегодная статистика плательщиков НДС показывает позитивный тренд, например, если в 2016 г. этот показатель был 8,3 тыс., в 2019 – 85,4 тыс., и по состоянию на 1 сентября 2022 г. – 154,6 тыс. плательщиков НДС по всей республике.

ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ

По состоянию на 1 сентября текущего года боле 7,5 млн физических и почти 615 тыс. юридических лиц являются владельцами электронной цифровой подписи, которые выдаются Центром регистрации при налоговых органах. Благодаря этому они имеют доступ к более чем 50 видов электронных налоговых услуг, электронной отчетности, электронным счетам фактурам, а также электронным услугам других государственных органов и коммерческих банков.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КАМЕРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

С помощью системы «Автокамерал» до предпринимателей доводятся выявленные ошибки в налоговых отчётностях. Это значительно способствует их добровольному исправлению, что в свою очередь предотвращает возможное применение финансовых санкций.

По итогам автоматизированной камеральной проверки, проводимой по 479 критериям за период с начала текущего года обнаружено более 365 тыс. несоответствий. В результате внесено 287 тыс. исправлений, повлекших доначисления на сумму почти 350 трлн сумов.

________________________________________________

Для бесперебойного обслуживания налогоплательщиков и создания систем, отвечающих требованиям современного налогового администрирования, была осуществлена модернизация Центра обработки данных.

Приобретение и установка нового оборудования позволило в разы повысить основные технические параметры системы: постоянную память до 4 petabyte, количество ядер процессора до 8432 vCPU cores, оперативную память до 52 terabyte, скорость обмена информации повысилась на порядок до 100 GB/second,

В результате мощность Центра обработки данных возросла в 8 раз, скорость обработки информации возросла в 10 раз и составляет 500 Transactions/second.

________________________________________________

В цифровизации налоговых органов используются передовые технологии.

ORACLE, mongoDB, ClickHouse в оптимизации баз данных позволяют решить такие задачи, как обеспечение защиты данных на уровне самой СУБД, кроссплатформенность, скорость, масштабируемость, высокая доступность и отказоустойчивость.

DOCKER, Kubernetes, CISCO HyperFlex для оптимизации архитектурных решений обеспечивают простое управление, надежность, независимое масштабирование, надежное шифрование хранения, интеграцию, мониторинг сервисов и распределение нагрузки, автоматическое развертывание и откаты.

________________________________________________

Для налогоплательщиков разработаны веб-ресурсы такие как официальный сайт soliq.uz, портал электронных услуг my.soliq.uz, мобильное приложение, благодаря чему практически все взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками осуществляется в электронном виде.

Это, в свою очередь, позволило налогоплательщикам решать многие задачи, связанные с налогообложением через свой личный виртуальный кабинет из любой точки мира.

Теперь в электронном виде возможно

пройти регистрацию, выбрать налоговый режим, в режиме онлайн отслеживать свои взаимоотношения с бюджетом, формировать и подавать отчеты, платить налоги, получать консультации и выполнять налоговые обязательства.

Мы также смогли, зарегистрировать в качестве налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Узбекистана, 37 интернет-компании, включая такие транснациональные гиганты как Google, Apple, Samsung, Meta, Netflix и др.

________________________________________________

По состоянию на 30 августа этого года в мобильном приложении Soliq прошли регистрацию 4,5 млн человек, это на 161,4 тыс. больше показателя месяцем ранее.

Активных пользователей - 4,1 млн человек.

Мобильное приложение входит в:

  • ТОП-10 самых скачиваемых приложений;
  • ТОП-5 самых популярных приложений в категории "Финансовые услуги".

Мобильное приложение Soliq в Узбекистане стало победителем премии "Бренд года – 2022".

________________________________________________

В целом, налоговыми органами реализуется в отношении налогоплательщиков сервис-ориентированная тактика, нацеленная на долгосрочные стратегические изменения как для государства, так и для налогоплательщиков.

Результатом цифровизации для государства стало увеличение поступлений при минимальных административных затратах, для предпринимателей и граждан – снижение бремени соблюдения налогового законодательства.

Государство в результате цифровизации налоговых органов получает большие преимущества в виде:

  • увеличения поступлений и выявления дополнительных источников;
  • минимальных административных затрат;
  • повышения прозрачности, ведущего к сокращению коррупции и повышению законности;
  • принятия политических решений на основе данных;
  • расширения формализации бизнеса.

Бизнес и граждане также получают преимущества:

  • сокращение времени и объема ресурсов, затрачиваемых на налогообложение;
  • повышение транспарентности на всех этапах налогового цикла;
  • более широкое использование технологий после соблюдения требований.
  • повышение институционального доверия.

Имеются также определенные вызовы и риски, с которыми налоговые органы справляются, двигаясь в направлении цифровизации и повышения уровня комплаенс налогового администрирования.

Это, в первую очередь, проблемы с реализацией и низкий начальный уровень пользования. Надо отметить также риск безопасности и конфиденциальности, увеличение нагрузки при увеличении объема запрашиваемой информации, более жесткие сроки уплаты налогов, риск несправедливой налоговой системы для тех, кто не имеет доступа к цифровым технологиям.

________________________________________________

Несмотря на определенные сложности, использование технологических цифровых решений позволило на сегодняшний день достичь значительных успехов в выводе бизнеса из тени.

Уровень добровольной сдачи отчетности достиг 99,1%, уровень добровольной уплаты налогов – 95,8%.

Осуществляется обмен данными с 55 министерствами и ведомствами.

Внедрено более 50 интерактивных услуг.

Количество онлайн ККТ достигло 241,2 тыс штук.

Функционирует более 40 автоматизированных информационных систем.

Достигнутые результаты, несомненно, являются мощным стимулом к дальнейшему внедрению технологических цифровых решений, а также повышению уровня комплаенс налогового администрирования.

 

Уважаемые коллеги!

С ростом цифровизации и массовым переходом коммерции в формат «онлайн», e-commerce становится драйвером ключевых изменений в мировой экономике, что с одной стороны ускоряет и наращивается бизнес процесс, с другой стороны – несет с собой новые современные вызовы, которым по нашему глубокому убеждению можно противостоять только совместными усилиями.

И здесь наш с вами Координационный совет может сыграть свою конструктивную роль.

Еще раз хочу выразить искреннюю признательность казахстанской стороне и лично Жандос Жумабаевичу Дуйсембиеву за теплое гостеприимство и высокий уровень подготовки и организации сегодняшнего мероприятия. 

Спасибо за Ваше внимание!

Asosiy ko'rsatkichlar

Barchasini ko'rish

Soliq idoralariga murojaatlar

2024-yil III chorakda Yagona raqamga qilingan murojaatlarga berilgan javoblar bo‘yicha qo'yilgan baholar
  • 1 baho
  • 2 baho
  • 3 baho
  • 4 baho
  • 5 baho
Barchasini ko'rish
Fikringizni qoldiring
Powered by GSpeech

Eng muhim yangiliklarni birinchi bo'lib olishni xohlaysizmi? Bildirishnomalarga obuna bo'ling!

Bizga xabar yuboring