Декларирование активов должностных лиц – одна из действенных мер по противодействию коррупции, обеспечивающая прозрачность деятельности государственных органов. Система декларирования имущества и доходов госслужащих позволяет сформировать положительный имидж госслужащих, повысив уровень доверия к их работе среди граждан.
На совещании по вопросам совершенствования систем противодействия коррупции и общественного контроля, которое состоялось 11 февраля 2020 года с участием Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева было отмечено, что «коррупция является одним из главных препятствий на пути развития экономики, создания реально благоприятной предпринимательской среды и инвестиционного климата».
Международный опыт декларирования имущества и доходов государственных служащих может быть полезен и для нашей страны. Поэтому глава государства добавил, что для разработки организационно-правовых основ данной антикоррупционной меры необходимо привлекать зарубежных экспертов.
Государственный налоговый комитет продолжает изучать международный опыт на примере декларирования активов должностных лиц в США.
Декларирование активов должностных лиц Соединенных Штатов Америки основано на Законе «Об этике служащих государственных органов». В соответствии с документом государственные служащие и парламентарии обязаны предоставлять в Управление по вопросам этики информацию о финансовом состоянии, а также расходах и доходах своих близких родственников (детей, супруга (супруги), родителей).
Список сведений, которые предоставляют госслужащие в США, достаточно обширен. Помимо стандартных данных о полном заработке, дивидендах, процентах по вкладам, доходах от движимого и недвижимого имущества и гонорарах, указываются – финансовые и иные доходы, полученные от неправительственных организаций, подарки от любых лиц и организаций, стоимость которых превышает 50 долларов США.
И это еще не все. С указанием источника госслужающие обязаны раскрыть перечень транспортных, развлекательных и иных сопоставимых услуг, оплаченных не из личных или бюджетных средств. Необходимо предоставить финансовые и иные обязательства, задолженности по ним, а также соглашения и договоренности с различными организациями о возможной работе в них. Важно перечислить список наименований всех корпораций, компаний, фирм и других форм организации бизнеса, список всех личных кредиторов чиновника, кредиторов его супруги и несовершеннолетних детей. И в заключение указать сведения об источниках происхождения имущества, его составе и стоимости.
Декларации о доходах и имуществе предоставляются ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным календарным годом. Все сведения изучаются в течение 15 календарных дней и становятся доступными для ознакомления общественности в течение 6 лет.
При этом ознакомиться с содержимым декларации могут лица, подавшие письменный запрос. В заявлении следует указать имя, место работы и свой адрес, либо имя и адрес того лица или организации, от имени которых происходит обращение.
Существуют предупреждения о соответствующих ограничениях на получение и использование такой декларации. Например, нарушением закона считается, если декларация получена либо использована для противозаконных целей, а также применена в коммерческих целях (кроме информации, предназначенной для широкой общественности и передаваемой в СМИ). Запрещено использовать ее для установления или определения платежеспособности должностного лица и для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований в фонды каких-либо политических, благотворительных или иных организаций.
В случаях, когда должностные лица умышленно фальсифицируют сведения, либо не предоставляют декларацию или сведения в установленной форме, в их отношении может быть подан иск в соответствующий районный суд с применением штрафов до 5 000 долларов США.
Пресс-служба ГНК.