Постановлением Государственного налогового комитета Узбекистана утверждено Положение «О проведении камеральной налоговой проверки», зарегистрированное Министерством юстиции 29 мая №-3236.
Согласно документу, камеральные налоговые проверки проводятся согласно приказу налогового органа по месту его нахождения (расположения):
– при высоком или среднем уровне риска налоговых правонарушений;
– при поступлении в налоговый орган жалобы от физических и юридических лиц о нарушениях налогового законодательства;
– при обнаружении в налоговой отчетности расхождений и (или) ошибок;
– при представлении уточненной налоговой отчетности по уменьшению суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджет по ранее представленной налоговой отчетности и (или) увеличении суммы затрат и понесенных убытков при представлении уточненной налоговой отчетности.
При данной проверке в случае необходимости налоговые органы могут обследовать территорию и помещения налогоплательщика. При этом данные мероприятия (действия) осуществляются в сроки в соответствии с установленным графиком работы налогоплательщика, но не превышают один рабочий день. Также при проведении обследования территории не допускается изъятие у налогоплательщика документов и предметов, связанных с данными налоговой отчетности.
В процессе камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе в установленном порядке посредством официального запроса истребовать у налогоплательщика первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также другие бухгалтерские документы, на основании которых исчислен налог.
Если у налогоплательщиков возникнут трудности с предоставлением документов в связи с их утерей или другими причинами, налоговым органам предоставлено право запросить их у третьих лиц.
Если должностным лицом, проводившим камеральную проверку, составляется заключение, согласно которому выявлены расхождения или ошибки в налоговой отчетности, то согласно данному заключению в течение 2 дней налогоплательщику направляется требование об устранении ошибок, либо представлении обоснований по расхождениям.
При этом дата направления требования налогоплательщику считается датой завершения камеральной налоговой проверки.
Камеральная налоговая проверка также считается завершенной, если по ее итогам не обнаружены правонарушения и расхождения.
Вместе с тем, представленные объяснения по расхождениям в отчетности должны быть подкреплены документами, подтверждающими достоверность обоснований этих расхождений.
Одно из нововведений – при рассмотрении представленных со стороны налогоплательщика обоснований налоговый орган может принять их полностью, частично или признать обоснования расхождений недействительными.
В случае принятия обоснования частичным, налоговый орган отзывает ранее выданное требование об исправлении выявленных расхождений и направляет налогоплательщику уточненные требования с учетом представленных обоснований.
Важно подчеркнуть, что уточненное требование направляется один раз!
Налогоплательщик в ответ на уточненное требование обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую отчетность в течение пяти дней с даты получения данного требования.
Стоит отметить, что данное положение поможет наладить еще более качественную взаимную работу с налогоплательщиками по вопросам заполнения налоговой отчетности и правильного исчисления налогов в бюджет.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и вступил в силу 30.05.2020 года.
Пресс-служба ГНК.