В последнее время в социальных сетях появляются материалы, авторы которых подвергают сомнению результаты налоговой реформы в Узбекистане.
В связи с этим Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан представляет свою официальную позицию на этот счет.
Ставки снизились, обеспечен ли рост поступлений?
По инициативе Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева в стране дан старт широкомасштабным реформам в налоговой политике.
Поэтапно проводилось снижение налоговой нагрузки для бизнеса. В первую очередь, начиная с 2019 года, отменены страховые взносы и снижены ставки по налогам на заработную плату, что привело к снижению в 1,5 раза налоговой нагрузки на ФОТ.
Наряду с этим, отменены отчисления в госцелевые фонды в размере 3,2%, снижены ставки по налогу на прибыль, налогу с оборота, имущественным налогам и фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей.
Эти меры позволили только в 2019 году оставить в распоряжении бизнеса 11,7 трлн.сум (1,2 млрд. долл.), повысить реальные доходы населения на 4,2 трлн.сум (442 млн. долл.), легализовать более 500 тыс. рабочих мест и создать около 100 тыс. новых субъектов предпринимательства (почти в два раза больше, чем в 2018 году).
Несмотря на снижение ставок и отмену отдельных налогов, в 2019 году обеспечен рост налоговых поступлений в бюджет, относительно 2018 года на 154%.
Результативно ли понижение ставки НДС?
В 2018 году плательщиками НДС являлись только крупные (отраслевые) предприятия и доля НДС в поступлениях от них в бюджет составляла 28,5%.
Резкое понижение ставки НДС с 20% до 12%, как это предлагали местные эксперты, на тот момент поставило бы под угрозу обеспечение доходной части бюджета.
Также требовалось время для обучения субъектов малого бизнеса, не имевшего на тот момент достаточных знаний и навыков для исчисления НДС, так как на протяжении 27 лет они уплачивали налоги только по упрощенной системе.
В этой связи было принято решение о переводе на НДС предприятий с годовым оборотом более 1 млрд. сум. И благодаря разъяснительной работе, количество плательщиков НДС достигло 82 тыс. (первоначально рассчитывалось 35 тыс.), из которых 15,5 тыс. (20%) перешли на НДС добровольно.
В основе - зарубежный опыт
Только в 2019 году ГНК принял 145 экспертов и 66 делегаций от Всемирного банка, МВФ, а также ФНС РФ, которые отмечали: «необходимость, в первую очередь, обеспечения стабильного поступления доходов государственного бюджета при проведении реформ».
После того, как бизнес начал воспринимать эффект от НДС и увеличилось количество плательщиков, с 1 октября 2019 года Президентом страны снижена ставка НДС с 20 до 15%.
Ставки НДС в странах СНГ: Россия, Беларусь, Армения, Молдова – 20%, Азербайджан, Таджикистан – 18%, Туркменистан – 15%, Кыргызстан и Казахстан – 12%.
Несмотря на это, ежемесячно выявляются случаи уклонения от уплаты НДС, путем оформления фиктивных счетов-фактур и занижения выручки. «Разрыв по НДС» составляет 250 –300 млрд. сум или 20% от месячных поступлений.
В настоящее время ведется работа по внедрению IT-технологий и специальных программных продуктов, имеющей передовой опыт администрирования НДС, который позволил снизить «разрыв по НДС» до 0,5% (в странах Европы этот показатель составляет до 10%).
Цифровизация в налоговой сфере
Для дальнейшего увеличения собираемости налогов, Минфин и ГНК совместно с международными экспертами реализуют трехлетнюю программу по цифровизации налогового администрирования, путем внедрения с 1 января 2020 года:
электронных счетов-фактур (планируется завершить до конца текущего года);
онлайн кассовой техники (полный переход к 1 января 2022 года);
маркировки товаров (проводится пилотный проект по алкогольной и табачной продукции);
электронной бухгалтерии и единой платформы по транспортным перевозкам (в рамках реализации Госпрограммы в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»).
Завершение данных мероприятий позволит – «закольцевать» современными методами налогового администрирования схемы уклонения от уплаты налогов, приведет к «обелению» экономики и создаст резервы для рассмотрения вопроса о дальнейшем снижении налоговой нагрузки на бизнес.
Пресс-служба ГНК.