4 сентября текущего года принято Постановление Президента "О мерах по реализации задач, определенных в открытом диалоге 2023 года Президента Республики Узбекистан с предпринимателями" (ПП №292 от 04.09.2023).
Согласно документу:
1. При возмещении (возврате) отрицательной суммы НДС запрещается практика применения коэффициента налогового разрыва.
Коэффициент налогового разрыва (Tax Gap) применялся на практике в целях предотвращения случаев незаконного возмещения сумм отрицательной разницы по налогу на добавленную стоимость, определения уровня риска совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений и проявления ими должной осмотрительности при выборе контрагентов.
В открытом диалоге Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, состоявшемся 18 августа 2023 года, на основании предложений и инициатив, затронутых в обращениях субъектов предпринимательства, было принято решение об отмене практики применения коэффициента налогового разрыва при возврате налога на добавленную стоимость.
2. Отменяется порядок приостановления действия Свидетельства о прохождении специальной регистрации по НДС. За исключением случаев несоответствия осуществляемых сделок (операций) номенклатуре закупаемых и реализуемых товаров (услуг).
В соответствии с Положением “О порядке специального регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах”, утвержденным Постановлением Кабинета Министров №595 от 22 сентября 2021 года действие свидетельства НДС у налогоплательщика приостанавливалось при выявлении хотя бы одного из следующих признаков:
Теперь действие свидетельства НДС может быть приостановлено только в случаях, когда номенклатура реализуемых товаров не соответствует номенклатуре закупаемых, т.е. осуществление притворных сделок, так называемых "бестоварных операций". Во всех остальных случаях процедура приостановления действия свидетельства НДС отменяется.
3. Предельный размер дохода субъектов предпринимательства, которые должны уплачивать ежемесячно авансовые платежи по налогу на прибыль, увеличивается с 5 млрд сумов до 10 млрд сумов.
Согласно статьи 340 Налогового кодекса налогоплательщики, у которых совокупный доход с учетом корректировок за календарный год (налоговый период), предшествующий текущему году (налоговому периоду), превышает 5 млрд сумов, должны уплачивать ежемесячные авансовые платежи не позднее 23-го числа. Теперь авансовые платежи по налогу на прибыль будут уплачиваться, если годовой оборот будет превышать 10 млрд сумов.
4. Дела с участием налоговых органов, рассматриваемые экономическими судами, переводятся в юрисдикцию административных судов.
Ранее согласно статье 2 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан экономическими судами рассматривались иски, связанные с исчислением налогов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансовыми штрафами, расчетом задолженности перед бюджетом, мерами принудительного взыскания, спорами, возникающими из-за неплатежеспособности, защитой нарушенных прав или спорах о правах.
Начиная с 1 января 2024 года все дела с участием налоговых органов будут рассматриваться административными судами и срок исковой давности по налоговому обязательству сокращается с 5 до 3 лет.
5. Запрещается при проведении камеральной налоговой проверки (за исключением камеральных налоговых проверок, проводимых при возмещении (возврате) НДС) истребование документов и вызов налогоплательщика.
Положением “О порядке организации и проведения налоговых проверок”, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РУз №1 от 7 января 2021 года, установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, за исключением случаев, связанных с осмотром территорий и помещений налогоплательщика.
Осмотр территорий и помещений проводится в течение 1 рабочего дня на основании режима работы, установленного у налогоплательщика, для подтверждения достоверности показателей или сведений, отраженных в представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, а также другой информации о деятельности налогоплательщика, имеющейся в налоговых органах.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика:
Документы и пояснения, указанные в запросе, должны быть представлены налогоплательщиком налоговому органу в течение 5 дней со дня получения запроса.
Документы для проведения камеральной налоговой проверки представляются налогоплательщиком в виде заверенных копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Отныне запрещается доступ на территорию налогоплательщика; осмотр его территории и помещений, истребование документов у налогоплательщика и его вызов; выемка документов и предметов налогоплательщика.
Департамент методологии налогообложения