Вывод денежных средств в наличность…
Опыт показывает, что сегодня есть компании, которые активно используют в этих целях различные нелегальные схемы. В большинстве своем это уже легко выявляется налоговой службой, что влечет за собой массу проблем и для компании-источника средств, и для так называемой «фирмы-однодневки» или их ещё называют «фирмы-обналички».
На вопросы о том, что же такое «фирмы-обналички» и как они работают ответил начальник Управления камерального контроля ГНК Бахтиёр Ибрагимов:
- «Фирмы-обналички» - это организации, занимающиеся безтоварными операциями. Они, как правило, не продают товар и не оказывают услуги, а обналичивают денежные средства и оформляют фиктивные документы.
При этом производится перевод денежных средств на банковский счет «фирм-однодневок» для получения взамен наличности и наоборот перечисление денежных средств на счета организаций, которые дают за это наличные средства.
В чем особенность таких фирм?
- Такие фирмы осуществляют перечисление денежных средств со своих банковских счетов для закупа товаров, имеющих большой спрос на рынках и быстро продаваемых за наличные средства, без осуществления инкассации денежной выручки в банк.
В чем выгода для предприятий работать с такими фирмами?
- Зачастую клиенты так называемых «фирм-обналичек» - это организации, которые имеют постоянную потребность в наличных денежных средствах. Эту наличность они используют для приобретения сырья и материалов не имеющих документов и выплаты сотрудникам заработной платы «в конвертах», с которой не уплачиваются налоги. Все это в целях избежания налогообложения.
Кроме того, после оформления фиктивных документов (счетов-фактур), плательщики НДС по итогам отчетного периода относят суммы указанного в счетах-фактурах НДС к зачету, уменьшая тем самым сумму налога к оплате в бюджет.
В итоге мы имеем мнимую (притворную) сделку, целью которой является перевод денежных средств с расчетного счета в наличную форму без фактического осуществления хозяйственной операции.
Как такие фирмы выявляются налоговыми органами?
- Налоговые органы выявляют подобные фирмы путем анализа движения денежных средств по банковским счетам. При этом учитываются следующие критерии:
- несоответствие объемов и номенклатуры приобретаемых и реализуемых товаров;
- несоответствие банковских операций характеру и виду деятельности хозяйствующих субъектов;
- отсутствие соответствующего количества работников для выполнения работ (услуг) в больших объемах;
- получение свидетельства о постановке на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС, но без намерения уплачивать НДС в бюджет;
- приобретение (закуп) товаров в больших объемах, но отсутствие их реализации.
Могут ли предприятия не знать, что их партнер – «фирма-обналичка»?
- Конечно, предприятия могут и не знать. Однако, согласно статье 15 Налогового кодекса в новой редакции, налогоплательщикам необходимо проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.
Необходимо проверять, состоят ли они на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, деловую репутацию, наличие производственной базы и персонала, финансовое состояние, способность исполнить обязательства по сделке.
Что грозит и тем и другим за такую работу?
- Согласно статье 14 Налогового кодекса в новой редакции в целях налогообложения мнимые сделки не учитываются. Если такие сделки прикрывают другие сделки, то для исчисления налогов учитываются экономическое содержание и результаты фактических сделок.
Если налогоплательщик совершает операции или последовательности операций, целью которых является получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты либо уменьшения суммы уплачиваемых налогов, такие его действия признаются злоупотреблением правом.
К примеру: предприятие «А» заключило договор на осуществление строительно-подрядных работ с предприятием «Б» на сумму 920,0 млн. сумов, из них НДС 120 млн. сумов.
По информации налоговых органов, предприятие «Б» является «фирмой-обналичкой» (т.е. установлены факты отсутствия персонала, несоответствия банковских операций характеру и виду деятельности, операции совершались без фактического выполнения работ). Но по итогам отчетного периода предприятие «А» принимает к зачету сумму НДС в размере 120 млн. сумов.
В данном случае согласно статье 266 НК в новой редакции налоговые органы вправе произвести отмену либо корректировку зачета в размере 120 млн. сумов предприятию «А» по итогам проведенного налогового контроля.
Напоминаем, что использование таких схем неизбежно приведет к нежелательным последствиям. Поэтому призываем каждого налогоплательщика к добросовестному ведению бизнеса.
Пресс-служба ГНК.