6 декабря 2021 г. под руководством председателя Государственного налогового комитета Шерзода Кудбиева организован круглый стол при участии депутатов Законодательной Палаты Олий Мажлиса, Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства Дилмурода Касимова и представителей СМИ.
Обсуждение затронуло вопросы повышения эффективности налогового администрирования путем поэтапного внедрения информационно-аналитических систем и сервисов. В частности, специалисты подробно рассказали о новом порядке постановки на специальный учет в качестве плательщика НДС и критериях, на основе которых производится анализ уровня налогового риска организаций. На конкретных примерах даны разъяснения об интеграции интерфейса «Проверить мой статус» с информационными базами данных других государственных органов. Представлены статистические сведения о том, какие именно критерии чаще всего определяют высокий уровень налогового риска налогоплательщика. На основе уже решенных вопросов и обращений, поступающих на официальные ресурсы ГНК, специалисты продемонстрировали, как взаимосвязанные между собой платформы позволяют оперативно выявлять налоговые правонарушения. Было отмечено, что в трехмесячный срок с момента официального опубликования Постановления Кабинета Министров №595 от 22 сентября 2021 г. до вступления его в силу 23 декабря 2021 г. налогоплательщики в тестовом режиме могут воспользоваться интерактивным сервисом и при необходимости вносить соответствующие корректировки.
В ходе дискуссии были изучены принципы работы сервиса регистрации договоров аренды недвижимого имущества «E-ijara», автоматизированных информационных систем «E-imtiyoz» и «E-aktiv». Специалисты подчеркнули, основная цель АИС «E-aktiv» - ведение учета высоколиквидных товаров при наличии простого и минимального функционала для фиксирования прихода, расхода и остатков товара. При этом обязательное использование «E-aktiv» предусмотрено для плательщиков НДС и юридических лиц, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%. На первом этапе запуска системы реализация большей части операций будет осуществляться в автоматическом режиме на основе электронных счетов-фактур и грузовых таможенных деклараций.
Участники мероприятия приняли активное участие в обсуждении и задали ряд интересующих вопросов. По итогам круглого стола были разработаны рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию цифровых инструментов.