На
сайте обсуждения проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан с
5 ноября 2019 года размещен проект Указа Президента «О внесении изменений в
Положение о валютном контроле по экспортно-импортным операциям». (https://regulation.gov.uz/ru/document/9822)
За последние дни
документ успел вызвать широкий общественный резонанс в социальных сетях и
электронных СМИ. В частности, распространилась информация о том, что штрафы за
просроченную задолженность по внешнеторговым операциям в 10% и 20% планируется
повысить до 40% и 60%.
Меняются сроки, а не штрафы
Здесь важно понимать,
что предусмотрено изменение не штрафов, а сроков. По старому порядку первые 180
дней – это так называемый щадящий период без наложения штрафа.То есть если
предприниматель отправляет за рубеж свой товар и получает за него денежные
средства в течение 180 дней после отправки, о штрафах не может быть и речи.
Если в течение следующих 180 дней также не будут получены деньги, штраф составит
10% от дебиторской задолженности, за следующие 180 дней – штраф 20% и за последние
180 дней – штраф 70%. В общей сложности срок осуществления внешнеторговой
операции составляет 2 года.
В
проекте нового Указа предусмотрено только сократить этот срок на полгода и
перераспределить процент по штрафам. Первые 180 дней предусмотрено оставить в
качестве щадящего периода без взимания штрафа. За вторые полгода планируется
ввести штраф 40% и следующие полгода – 60% от общей задолженности. То есть и в
первом, и во втором случаях при сложении получается одинаковый процент по
штрафам.
Кроме
того, в отличие от зарубежных стран, в Узбекистане имеется практика возврата
штрафа из Государственного бюджета в случае, если в течение 90 дней после
применения штрафа обеспечено поступление валютных средств или ввоз в республику
и оформление товаров. Это предусмотрено Указом Президента №УП-5856 от
24.10.2019 года.
Вывод денег – законно
ли?
Рассмотрим
конкретный пример вывода денег из страны. Предприятие «Universal Invest Service»
(название изменено в целях сохранения налоговой тайны) заключило импортный
договор на поставку товара из-за рубежа. 1 января 2019 года дебиторская
задолженность по этой операции уже составляла 450 тысяч долларов. Несмотря на
это, в 2019 году фирма снова заключила 18 импортных договоров на сумму 120
тысяч долларов, отправив денежные средства за рубеж. В результате, на 1 октября
этого года дебиторская задолженность составляет уже 570 тысяч долларов.
Отток
валюты из страны и рост просроченной дебиторской задолженности часто связан с
переводом денежных средств в сомнительные оффшорные зоны. Если в 2018 году было
проведено чуть более 1300 таких переводов, то за период с января по август
текущего года их количество возросло до 1445.
Льготы и мировой опыт
Обсуждаемый
проект Указа не включает в себя сделки, связанные с покупкой или продажей
оборудования. Учитывая, что более 45% от всего импорта приходится именно на
оборудование, предпринимателям важно знать, что жестких сроков и санкций,
связанных с куплей-продажей оборудования по внешнеторговым операциям, не
установлено. Это регулируется в зависимости от сроков изготовления оборудования
в индивидуальном порядке непосредственно продавцом и покупателем, как участниками
конкретной внешнеторговой операции.
Во
всем мире практика борьбы с недопоступлением валютных средств носит более
жесткий характер, чем в Узбекистане. К таким странам можно отнести, к примеру,
и страны СНГ – Россию, Беларусь, Украину, Казахстан. В частности, в России и
Казахстане за просроченную дебиторскую задолженность предусмотрена даже
уголовная ответственность. При этом спустя полгода налоговые органы взыскивают
с контрагента штраф от 75% до 100% от суммы задолженности.
В
целом, согласно статистике, эта мера ответственности будет применяться только в
отношении около 8% от общего количества участников внешнеторговых операций – 17,5
тысяч. Если она все же будет введена, то это только упорядочит их платежную
дисциплину.
Пресс-служба ГНК