Яркий социальный проект 2020 года – призовые чековые игры Государственного налогового комитета, вызвавшие по всей стране всплеск потребительской активности. Позади 6 тиражей, в каждом из которых разыграно по 120 ценных призов, в том числе 6 автомобилей Chevrolet Nexia-3.
Идея проста – нужно регистрировать чеки за покупку или услугу, выданные только онлайн контрольно-кассовыми машинами и виртуальными кассами. Такие чеки отличаются от привычных нам чеков наличием фискального признака и QR-кода. С запуском чековых игр большинство участников начали интересоваться понятиями «фискальные данные», «онлайн-ККМ», «невыдача чека». И многие без раздумий отвечают, что фискальные данные – это база данных, которая содержится в кассовом аппарате. Потребители уже разбираются, что онлайн-ККМ – это новое поколение кассовых машин, которые на сегодняшний день должны использоваться во всех аптеках, на заправках, пунктах продажи алкогольной и табачной продукции, крупных торговых сетях, а также с 2021 года – торговые точки с годовым оборотом 100 млн сумов и более. А факт невыдачи чека онлайн-ККМ является налоговым правонарушением.
Чтобы понять правовую особенность розыгрыша и в целом ознакомиться с переходом сферы торговли и сервиса на онлайн-контрольно-кассовые машины или виртуальные кассы, следует обращаться к № УП-5813 (https://lex.uz/ru/docs/4502384). Чековые игры стартовали в июле 2020 года с целью реализации данного Указа Президента.
Призовые чековые игры охватывают несколько важных идей.
Первая – это мобилизовать потребителей на борьбу с теневой экономикой: если не из чувства долга, то ради азарта. Чековые игры стали отличной мотивацией требовать у продавцов чеки и другие документы, подтверждающие факт оплаты приобретенных товаров (работ или услуг).
Вторая идея – навести порядок в системе расчетов сферы торговли и оказания услуг, чтобы тем, кто привык работать «мимо кассы», пришлось возвращаться в правовое поле и начать конкурировать с законопослушными компаниями на равных условиях.
Потенциал проекта в цифрах
Первые четыре тиража чековых игр проходили с июля 2020 года только среди потребителей столицы, но уже в пятом и шестом тиражах в розыгрыше могли участвовать все регионы.
Розыгрыши были организованы с прямой трансляцией из Ташкента, Самарканда и Бухары на телеканале Mening yurtim (Му5). Всего разыграно 6 автомобилей Chevrolet Nexia-3 и 120 ценных призов (телевизоры, стиральные машины, газовые плиты, кондиционеры, утюги, велосипеды).
В первом тираже было зарегистрировано 9 947 чеков на сумму 1,8 млрд сумов. Уже в шестом тираже цифры значительно выросли – 159 774 чека на сумму 63,3 млрд сумов. То есть количество участников выросло в 17 раз.
Значительно выросло и число субъектов, применяющих онлайн контрольно-кассовые машины и виртуальные кассы. Если в июле пользователей онлайн-кассами по всей республике было 26,7 тысячи, то по состоянию на 4 января 2021 года их количество достигло более 100 тысяч.
За период проведения чековых игр (с июля 2020 года) субъектами предпринимательства, перешедшими на использование онлайн-ККМ и виртуальных касс, выдан 51,5 млн чеков на сумму почти 14,2 трлн. сумов.
Рекордное количество – более 80% чеков, участвующих в призовых чековых играх, – зафиксировано в Ташкенте. Именно здесь установлено наибольшее число онлайн-ККМ – почти 25 тысяч устройств. Активность в розыгрыше проявили потребители Бухарской и Хорезмской областей, Каракалпакстана.
С каждым тиражом увеличивались обращения граждан через систему «Налоговый партнер», а также посредством других каналов обратной связи ГНК. Кто-то жаловался на отсутствие онлайн-ККМ в пунктах, где они согласно действующему законодательству должны применяться. Другим было отказано в выдаче чека, третьи не могли зарегистрировать выданные чеки. Вскрывались случаи нарушения порядка использования онлайн-контрольно-кассовой техники, недобросовестного отношения к потребителям. Схем много, но общее – отсутствие гарантий, ответственности и уклонение от уплаты налогов.
Благодаря чековым играм поступления по онлайн-ККМ насчитывают – 9,6 трлн сумов (или 9 684,9 млрд сумов) всего по республике, из них 4,5 трлн сумов (или 4 498,7 млрд сумов) - по Ташкенту. В сравнении показателями поступлений в городе Ташкенте периода первого тиража (июль 2020 года) обеспечен рост в 6,2 раза.
И не менее важно – повышение потребительской культуры населения и активный общественный контроль. Все меньше граждан приобретают товары в местах, где не выдают чеки. Все больше тех, кто требует чеки и отстаивает свои законные права. Воспитывается новое поколение потребителей и вместе с ними меняется бизнес. Общая цель – рыночные отношения, основанные на доверии и прозрачности.
Будет ли продолжена чековая лотерея?
В 2021 году призовые чековые игры Государственного налогового комитета ждет продолжение.
Это предусмотрено постановлением Президента «О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год» от 30 декабря 2020 года.
Уважаемые потребители всего Узбекистана, продолжайте требовать чеки онлайн-ККМ и виртуальных касс, регистрируйте в мобильном приложении Soliq или PayMe , в наступившем году вас ждет много сюрпризов и еще больше призов чековой призовой игры ГНК!
Пресс-служба ГНК