29 апреля текущего года Государственным налоговым комитетом для представителей средств массовой информации организован пресс-тур на тему «Роль общественного контроля в соблюдении налогового законодательства».
«Налоговый партнер» и преимущества системы
В рамках пресс-тура предоставлена информация об этапах трансформации налоговых органов в высокотехнологичную сервисную службу, важности цифровых технологий в соблюдении налогового законодательства, в особенности, для обнаружения и устранения налоговых правонарушений.
Нововведение в этом направлении – система общественного контроля «Налоговый партнер» («Солиқ-ҳамкор»). Проект разработан с целью оперативного рассмотрения обращений и заявок граждан, связанных с налоговыми правонарушениями, и действенной реакции на них (система налоговых проверок tekshiruv.soliq.uz).
«Налоговый партнер» призывает налогоплательщиков к сотрудничеству в выявлении факторов теневой экономики, формируя общественный контроль по защите прав потребителей в сфере торговли и услуг.
Заявки и обращения принимаются в случаях, если «Не выдан чек контрольно-кассовой техники», «Не принята оплата через платежный терминал», «Потребована дополнительная наценка за прием оплаты через платежный терминал» и осуществляется «Незаконная предпринимательская деятельность». Для выяснения вопроса не обязательно ожидать сотрудников налоговой службы. Система автоматизирована, исключает человеческий фактор.
Пользование системой «Налоговый партнер» добровольное: сообщить о налоговом правонарушении через систему «Налоговый партнер» («Солиқ-ҳамкор») можно несколькими способами: телеграм-бот “Soliq hamkor”; сайт tekshiruv.soliq.uz; мобильное приложение “Soliq”; “Телефон доверия” ГНК (71) 244-98-98; Call-центр – 1198, принимаются и рассматриваются также устные и письменные обращения.
Особенности системы «Налоговый партнер» в том, что каждый обратившийся гражданин может отслеживать состояние своей заявки в режиме реального времени (приходят SMS-сообщения). Информация, поступившая через систему «Налоговый партнер», является основанием для проведения выездной налоговой проверки.
В I квартале текущего года на основании заявок, поступивших через систему «Налоговый партнер», состоялись 1 354 налоговые проверки. Из них 1 333, то есть 98,5 % – когда не выдан чек. Отказано принять оплату банковской картой – 19 случаев, потребована дополнительная наценка за оплату банковской картой – 2 случая.
По данным анализа большинство налоговых правонарушений связано с невыдачей чека за покупку. Чековые игры проводятся, чтобы мобилизовать потребителей защищать свои права. Чековые игры стали отличной мотивацией требовать у продавцов чеки и другие документы, подтверждающие факт оплаты приобретенных товаров (работ или услуг). Вторая идея – навести порядок в системе расчетов сферы торговли и оказания услуг, чтобы тем, кто привык работать «мимо кассы», пришлось возвращаться в правовое поле и начать конкурировать с законопослушными компаниями на равных условиях.
Призовые чековые игры
Социально-общественный проект 2020 года – призовые чековые игры Государственного налогового комитета, вызвал по всей стране всплеск потребительской активности. Розыгрыш продолжен и в 2021 году.
Идея проста – нужно регистрировать чеки за покупку или услугу, выданные только онлайн контрольно-кассовыми машинами и виртуальными кассами. Такие чеки отличаются от привычных нам чеков наличием фискального признака и QR-кода. С запуском чековых игр большинство участников начали интересоваться понятиями «фискальные данные», «онлайн-ККМ», «невыдача чека». Потребители уже разбираются, что онлайн-ККМ – это новое поколение кассовых машин, которые на сегодняшний день должны использоваться во всех аптеках, на заправках, пунктах продажи алкогольной и табачной продукции, крупных торговых сетях, а также с 2021 года – торговые точки с годовым оборотом 100 млн сумов и более. А факт невыдачи чека онлайн-ККМ является налоговым правонарушением.
Чтобы понять правовую особенность розыгрыша и в целом ознакомиться с переходом сферы торговли и сервиса на онлайн-контрольно-кассовые машины или виртуальные кассы, следует обращаться к № УП-5813 (https://lex.uz/ru/docs/4502384).
Для участия в чековой игре следует регистрировать чеки с QR-кодом и 12-тизначный фискальным признаком – онлайн-чеки. На обычном чеке указана общая сумма приобретенных товаров. На чеке с QR-кодом размещены – фискальный признак, наименование и стоимость товаров, ставка и сумма НДС, другие сведения. Чеки регистрируются: отсканировав QR-код в мобильных приложениях SOLIQ, PAYME, CLICK, отправив 12-тизначный фискальный признак на номер 1077 в виде SMS-сообщения.
Если чек с QR-кодом не выдан, отправьте электронную заявку через систему «Налоговый партнер». Данное обращение станет основанием для проведения выездной налоговой проверки.
Всего состоялось 9 тиражей чековых игр: вручено более 200 призов, 9 автомобилей. В 2021 году количество призов увеличено с 20 до 25 единиц. В перечне призов – бытовая техника, мобильный телефон, велосипед, денежные вознаграждения, путевки в санатории и суперприз автомобиль Chevrolet Spark. Количество зарегистрированных чеков 880 795 на сумму – 331,1 млрд.сумов.
В рамках пресс-тура журналисты ознакомились с современными программными разработками Департамента информационно-коммуникационных технологий, обновленным Центром обработки данных.
Во второй части пресс-тура, желающие приняли участие в IV тираже призовых чековых игр.
Пресс-служба ГНК