Насколько актуален данный механизм сквозь призму мер, принятых Указом Президента «Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов»? Каковы промежуточные результаты?
По состоянию на 30 октября 2020 года через систему “Soliq hamkor” («Налоговый партнер») поступило 2 381 обращение. Каждое тщательно изучается и направляется для дальнейших действий. В частности, из 1 740 заявок проведено более 900 согласованных с уполномоченными органами проверок, рассматриваются в настоящее время – 328, отклонено 313 обращений.
Наибольшее количество заявок отправили потребители города Ташкента (748), Кашкадарьинской области (259), Самаркандской (211), Андижанской (195) и Бухарской областей (177). При этом в поданных сведениях обнаруживаются неточности, например, в указанных адресах, некоторые факты налоговых нарушений не подтверждаются, многие заявители не оставляют контактных номеров для выяснений подробностей. Подобные заявки отклоняются. Государственный налоговый комитет просит партнеров проявить внимательность при подаче сообщений о налоговых нарушениях.
В обращениях граждан-партнеров нередко указываются точки торговли и сервиса, где установлены, но не функционируют онлайн-контрольно-кассовые машины и не выдают чеки. Согласно действующему законодательству при расчетах с потребителями онлайн-ККМ и виртуальные кассы должны использовать в аптеках, на АЗС (АГНКС) и пунктах торговли алкогольной и табачной продукции страны. Но, к сожалению, субъекты предпринимательства игнорируют букву закона. Об этом также свидетельствуют многочисленные сообщения, комментарии и выступления граждан в социальных сетях.
Если в ходе изучения обращения, поступившего по системе «Налоговый партнер», налоговое нарушение подтверждается, то с субъектами предпринимательства, не исполняющими нормы законодательства, проводятся профилактические работы и принимаются меры административного воздействия в соответствии с законодательством. Вопрос ответственности бизнеса в отношении онлайн контрольно-кассовой техники особо отмечен в УП-6098 (пункт 10).
Что такое “Soliq hamkor” («Налоговый партнер»)?
Информационная система, получившая название «Налоговый партнер» или “Soliq hamkor”, призывает граждан к эффективному сотрудничеству с Государственной налоговой службой в выявлении факторов теневой экономики. В повседневной жизни к таким факторам относятся – необоснованное завышение цен, невыдача чека, незаконная торговля или оказание услуг и т.п.
Сотрудничество в рамках системы “Soliq.hamkor” – добровольное и удаленное. Партнер сообщает органам Государственной налоговой службы о действиях или бездействии налогоплательщика, налогового агента или другого лица, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом.
Для выяснения вопроса не обязательно ожидать сотрудников налоговой службы. Главное – предоставить точные, полные и достоверные сведения. В информационной системе “Soliq hamkor” доступно несколько способов сотрудничества:
– мобильное приложение SOLIQ – в разделе «Налоговый партнер»;
– телеграм-бот @soliq_hamkor_bot;
– портал государственных налоговых электронных услуг налоговых органов my.soliq.uz.
Каждый партнер может отслеживать состояние поданного обращения в режиме реального времени.
Налоговые проверки проводятся в установленном порядке после фиксирования обращения Государственной налоговой службой в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц». Стоит отметить, что основанием для проведения выездной налоговой проверки являются заявки, поступившие именно через систему «Налоговый партнер» (Постановление ГНК «Об утверждении положения о порядке проведения выездной налоговой проверки» от 18.05.2020 г.)
Пресс-служба ГНК