В связи с принятием Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2020 года №ЗРУ-659 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год» (далее – ЗРУ-659) Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан сообщает ( https://soliq.uz/storage/files/January2021/2c91809476f71e95017701437c5e0003.pdf) следующее.
В соответствии со статьей 2 ЗРУ-659, часть вторая статьи 461 Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее – НК) дополнена новыми пунктами:
9) стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
10) рынки и торговые комплексы.
Это означает, что на вышеперечисленные объекты не распространяется уплата налога с оборота – они с 1 января 2021 года становятся плательщиками НДС и налога на прибыль (статья 5 ЗРУ-659).
Напоминаем, что согласно действующему законодательству указанные субъекты предпринимательства до 5 января 2021 года должны были представить в налоговые органы заявление на постановку на учет в качестве плательщика НДС. Однако в порядке исключения, срок представления заявления на постановку на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС для указанных налогоплательщиков, перешедших с 1 января 2021 года на уплату данного налога, ПРОДЛИЛИ включительно до 15 января текущего года.
Регистрация хозяйствующего субъекта в качестве плательщика НДС является обязательным условием для применения зачета по приобретаемым товарам (услугам). Пройти постановку на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС можно через персональный кабинет налогоплательщика.
Разберем основные понятия
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 февраля 2003 года № 75 «Об утверждении правил розничной торговли в Республике Узбекистан и правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан» установлено:
а) согласно Правилам розничной торговли в Республике Узбекистан, стационарными торговыми точками являются торговые объекты (магазины, киоски, ларьки, павильоны, аптеки, оптики, автозаправочные станции), дислоцированные на постоянной основе в местах, определенных местными органами государственной власти;
б) согласно Правилам производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан, хозяйствующим субъектом в сфере общественного питания признается юридическое лицо, выполняющее функции по изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной, а также другой пищевой продукции и предоставлению услуг в сфере общественного питания.
Положением о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 ноября 2002 года № 407 «О мерах по упорядочению регистрации и осуществления торговой деятельности юридическими и физическими лицами» установлено:
а) розничная торговля - это осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающая реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления, без права использования его в коммерческих целях;
б) рынок - это имущественный комплекс, действующий на постоянной или временной основе в местах, определенных Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, и предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам, получивший в установленном порядке такой статус.
Согласно Правилам организации деятельности торговых комплексов в Республике Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 августа 2012 года № 253, под торговым комплексом понимается юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании зданием и (или) сооружением либо комплексом зданий и (или) сооружений, выстроенными на едином земельном участке, в которых размешены стационарные объекты розничной торговли и сферы услуг.
Исходя из вышеизложенного, юридическое лицо, осуществляющее розничную торговлю алкогольной продукцией, включая пиво через стационарные торговые точки, а также рынки и торговые комплексы, начиная с 1 января 2021 года, независимо от размера совокупного дохода и даты государственной регистрации переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль по всем осуществляемым видам деятельности.
Кого не коснулись изменения?
С учетом положений статьи 461 НК:
1. Нормы пункта 9 части второй статьи 461 НК не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих реализацию алкогольной продукции в рамках деятельности в сфере общественного питания.
При этом, Указом Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года №УП-6098 «Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов» установлен порядок, согласно которому с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года доходы субъектов малого предпринимательства в сфере общественного питания, полученные от физических лиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей, не включаются в совокупный доход в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов.
2. Нормы пункта 10 части второй статьи 461 НК не распространяются на налогоплательщиков, расположенных на территории рынков и торговых комплексов.
Пресс-служба ГНК