Эта
фраза в последнее время снова укрепилась в быту и стала одной из самых
популярных в обиходе. Участились случаи, когда потребители заходят в магазин,
набирают продукты и только у кассы выясняется, что расплатиться по пластиковой
карте невозможно. Причина – терминал не работает.
Растет
и количество обращений граждан по телефону доверия Государственного налогового
комитета Узбекистана. 748 жалоб, касающихся невыдачи чеков контрольно-кассовых машин,
а также невозможности приобрести товар посредством пластиковой карты, поступило
на сегодняшний день на телефон доверия ГНК.
Известно,
что непринятие пластиковых карт и невнесение денежных средств в ККМ торговыми
точками стимулирует рост внебанковского налично-денежного оборота. Это, в свою
очередь, отражение производства нелегальных товаров, нелегального импорта и в
целом нелегальной торговли. Главный мотив - стремление уйти от налогообложения.
Каковы последствия?
Согласно
Статье 119 Налогового кодекса Республики Узбекистан, торговля и оказание услуг
без применения контрольно-кассовых машин и расчетных терминалов влечет за собой
наложение штрафа от 30- до 50-кратного размера базовой расчетной величины (6,7
млн. сумов - 11,2 млн. сумов).
При
нарушении этого правила в течение одного года после применения штрафа
предусмотрено наложение штрафа в размере от 75- до 100-кратного размера базовой
расчетной величины (16,7 млн сумов - 22,3 млн. сумов).
Незамедлительная реакция
Сотрудники
налоговой службы оперативно реагируют на обращения и жалобы граждан. Регулярно
проводится мониторинг торговых точек на наличие терминалов и ККМ.
В
этом году налоговые
органы подали на рассмотрение Бизнес-омбудсмана 719 заявок на проверку
субъектов предпринимательства, связанную с отказом от
принятия пластиковых карт и невыдачей чеков. В 400 из них была проведена
проверка и наложены штрафы.
Больше
всего правонарушений, связанных с терминалами и ККМ, выявлено в городе Ташкенте
- это 81 случай. На втором месте Андижанская область (67), далее следуют
Ташкентская (62), Хорезмская (36), Ферганская (32) и Наманганская (22) и другие
области.
Стоит ли нарушать?
Как
правило, сумма за товар, который потребитель желает и не может приобрести с
помощью пластиковой карты по причине «неработающего терминала», никак не
сравнится с размером штрафов за это правонарушение. Но насколько целесообразно
для предпринимателя отказывать в принятии карты? Выгодно ли не выдавать потребителям
кассовые чеки?
Например,
в одном ООО потребителю не выдали чек на 30 тысяч сумов и не внесли в ККМ 535
тысяч сумов. За это предприниматель поплатится штрафом на сумму 6,7 млн. сумов.
Другое ООО совершило повторное правонарушение, отказав принять оплату в 157
тысяч сумов с пластиковой карты потребителя. За это налоговыми органами будет наложен
штраф в размере 22,3 млн сумов.
Государственный
налоговый комитет продолжает тщательно изучать каждую заявку населения. Мы призываем
предпринимателей к добросовестному и порядочному ведению бизнеса.
Потребителей
же просим сообщать информацию о случаях отказа в принятии пластиковой карты или
невыдачи чека ККМ за купленную продукцию в государственные налоговые органы по телефону доверия ГНК (71) 244-98-98 или в Call-центр (71) 202-32-82, 1198.
Пресс-служба ГНК