Начальник управления методологии и оценки качества налогового контроля Государственного налогового комитета Азиз ХАШИМОВ в интервью изданию buxgalter.uz ответил на самые злободневные вопросы:
– В связи с большим потоком обратившихся в территориальные налоговые органы в областных управлениях и ГНУ г. Ташкента созданы рабочие группы по приему налогоплательщиков.
Поступают вопросы по налоговой задолженности в лицевых карточках и выставленным инкассовым поручениям по НДС. И мы анализируем каждое обращение отдельно – в соответствии с Законом «Об обращениях физических и юридических лиц». При необходимости налоговый орган в пределах своих полномочий дополнительно запрашивает недостающие сведения, чтобы разобраться в ситуации.
Налогоплательщику откажут в зачете НДС, если он участвовал в операциях, совершаемых исключительно ради получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного зачета НДС или иного неправомерного уменьшения сумм налогов, подлежащих к уплате в бюджетную систему. Т.е. – если налоговый орган выявит, что сделка оформлена «для вида», а товар (услуга) фактически не получен от того лица, с которым заключен договор.
Для признания сделки законной и не несущей за собой дополнительных налоговых последствий, в том числе – лишения права на зачет НДС, она должна соответствовать следующим критериям:
· быть реальной, действительно выполненной;
· сделку должен выполнить либо непосредственный контрагент, либо его подрядчик;
· у сделки должна быть деловая цель, а не просто задача неправомерно сэкономить на налогах.
Соответственно, налогоплательщику нужно представить все, что доказывает реальность и правомерность сделки.
– В последнее время много говорят о должной осмотрительности, об обширности и неоднозначности этого понятия. Что вы порекомендуете? Как проявить должную осмотрительность?
– Прежде всего подчеркну: непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента не может служить самостоятельным основанием для отказа налогоплательщику в зачете НДС.
Налогоплательщику нужно проявлять осмотрительность не для того, чтобы доказать впоследствии налоговому органу сам факт проверки контрагента. Она нужна прежде всего, чтобы убедиться, что контрагент – добросовестный, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор – с точки зрения исполнения самого договора и без риска негативных налоговых последствий.
Налоговые органы проверяют реальность выполнения сделок. Поэтому перед заключением договора убедитесь, что у контрагента есть возможности и ресурсы, чтобы исполнить обязательства по сделке.
Нельзя ограничиваться только проверкой постановки контрагента на учет, как того требует п. 10 №ПП-4086 от 26 декабря 2018 года. Многие бухгалтеры ограничиваются этим пунктом и считают, что проявили осмотрительность.
Проявление должной осмотрительности должно исходить в большей степени от руководства организации или лиц, уполномоченных заключать сделки. Это – целый комплекс мероприятий и последовательные действия должностных лиц компании. Проверка контрагента должна быть достаточной и разумной.
О благонадежности партнера и вашей осмотрительности свидетельствуют:
· личный контакт руководства компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок и подписании договоров;
· документально подтвержденные полномочия руководителя компании-контрагента и наличие копий документа, удостоверяющего его личность;
· информация о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных или торговых площадей;
· фиксация поиска и отбора контрагентов: ссылки на сайты или печатные материалы, наличие документов о способе получения сведений о контрагенте при имеющейся доступной информации о других участниках рынка с идентичными (аналогичными) товарами и услугами, в том числе – предлагающих их по более низким ценам;
· наличие у контрагента ресурсов для выполнения договорных обязательств (производственные мощности, оборудование, квалифицированный персонал).
Свою систему проверки контрагентов организация должна разработать самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
– Что будет с налогоплательщиками, которым скорректировали суммы зачета? Ведь там, где были проблемы с НДС, скорее всего, есть проблемы и с налогом на прибыль. Будут ли дополнительные проверки и санкции?
– При совершении операций по незаконному обналичиванию обе стороны сделки отражают заведомо ложные сведения в налоговом и в бухгалтерском учете о фактах хозяйственной жизни, создавая искусственный документооборот. На основании этих фиктивных документов налогоплательщик неправомерно принимает в зачет суммы НДС и уменьшает сумму налога, подлежащую к уплате в бюджет. Или же – за счет создания отрицательного сальдо по НДС впоследствии возмещает себе сумму налога из бюджета.
Фиктивные документы используются как обоснование затрат и, соответственно, снижают налогооблагаемую прибыль.
Если будут выявлены фальшивые первичные бухгалтерские документы и сокрытие налоговой базы или неуплата налогов, могут быть применены финансовые санкции на основании ст. 223–224 НК в размере 20% от суммы сокрытой налоговой базы или недоплаченного налога.
Налоговые органы инициируют камеральные налоговые проверки налогоплательщиков, имевших финансовые отношения с «обнальными конторами». Эти проверки проводятся на основании приказа руководителя налогового органа – по вопросам правильности исчисления и уплаты одного налога – НДС.
Если в ходе проверки будет установлено, что сделка – оспоримая и право на зачет НДС у налогоплательщика появилось за счет фиктивных документов, налоговый орган принимает решение о том, что ранее налоговый орган скорректировал или отменил зачет по НДС верно.
Если налогоплательщик признает суммы недоимок и направил в налоговый орган уведомление об этом, ему предоставляется рассрочка по погашению налоговой задолженности равными долями на 6 месяцев. При этом финансовые санкции не применяются.
– Те, кто попал в поле зрения налоговых органов по обнальным операциям, – есть ли у них шанс выйти из списков налогоплательщиков с высоким риском? Что для этого нужно сделать?
– Конечно, есть. ГНК разработал систему управления налоговыми рисками и выявления налогоплательщиков с высоким риском. Она утверждена и введена в действие ПКМ №1 от 07.01.2021 г.
Компьютерная программа уже позволила путем обработки товарной номенклатуры, отраженной в ЭСФ, в сопоставлении со сведениями о банковских операциях выявить 396 организаций, занимавшихся сомнительными операциями и, соответственно, присвоила им высокий уровень налогового риска.
Согласно пп. 18 и 19 Положения о порядке управления налоговыми рисками, выявления налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговые риски, и их сегментации по уровням налогового риска налогоплательщики имеют право через персональный кабинет налогоплательщика направить в налоговые органы разъяснения по критериям уровня налогового риска. Эти разъяснения могут быть приняты во внимание при применении системы управления налоговыми рисками и корректировке уровня налогового риска».