«Фирмы-обналички» не продают товар и не оказывают услуги, а обналичивают денежные средства и оформляют фиктивные документы.
Так, к примеру, с одного счета-фактуры на 100 млн, «фирма-обналичка» незаконно зарабатывает 15 млн. сумов, в то время как добросовестный предприниматель для получения такого дохода должен потратить месяц или более своего труда.
Кроме того, после оформления фиктивных документов (счетов-фактур), плательщики НДС по итогам отчетного периода относят суммы указанного в счетах-фактурах НДС к зачету, уменьшая тем самым сумму налога к оплате и нанося ущерб государственному бюджету.
Несмотря на то, что деятельность «фирм-однодневок» является незаконной, до недавнего времени не было действенного механизма борьбы с ними.
Учитывая в том числе зарубежный опыт, Государственный налоговый комитет внедряет механизм ограничения деятельности «фирм-обналичек» для минимизации наносимого государственному бюджету ущерба.
Создан Реестр сомнительных контрагентов из 396 предприятий, выявленных в результате «риск-анализа», а также сформирован список из 10 тыс. компаний, пользовавшихся услугами «фирм-обналичек» в целях обналичивания средств и уменьшения суммы налога к оплате.
С целью возместить суммы налога на добавленную стоимость, не уплаченные в бюджет, в персональные кабинеты данных 396 «сомнительных» предприятий и почти 10 тысячам их бизнес-партнеров направлены соответствующие уведомления с последующим выставлением инкассо поручений в течение 5 дней.
На очередном совещании под руководством Председателя Государственного налогового комитета Ш. Кудбиева был обсужден вопрос внедрения механизма выявления «фирм-обналичек» и компаний, пользующихся их услугами и принято следующее:
1. Учитывая переходный период к новому механизму, в порядке исключения, с 17 февраля с 10:00 часов временно отозвать до 1 марта 2021 года инкассовые поручения, размещенные на банковских счетах 2960 хозяйствующих субъектов с незначительным уровнем риска ранее осуществленных сомнительных операций с «предприятиями однодневками»;
2. Предоставить компаниям, осуществлявшим сделки с сомнительными предприятиями, включенными в Реестр, возможность обратиться в ГНК для прохождения камеральной проверки с целью повторного изучения сделок. В случае положительного заключения, обеспечить отзыв инкассового поручения и возврат средств, ранее выявленных, как уменьшенных.
3. За неудовлетворительное качество разъяснения среди населения и субъектов предпринимательства внедряемого механизма по выявлению «фирм-обналичек» и их клиентов, а также за отсутствие организации работы с налогоплательщиками на должном уровне освободить от должности первого заместителя начальника Государственного налогового управления г. Ташкента, вынести выговоры начальнику камерального отдела и начальнику отдела НДС ГНУ г. Ташкента, а также руководителю пресс-службы Государственного налогового комитета.
В качестве информации сообщаем, что по предварительным итогам налогового контроля 57 предприятий, подавших обращения 16 февраля 2021 года в ГНК, определено:
- по 52 предприятиям или в 91,3% случаев нашел подтверждение факт осуществления «фиктивных» сделок;
- по 1 предприятию или в 1,7% случаев осуществление «фиктивных» сделок не нашло своего подтверждения, в связи с чем запущена процедура оперативного возврата взысканных средств;
- по 4 организациям или в 7% случаев неправомерный зачет частично нашел подтверждение.
Таким образом, только по городу Ташкенту 74 предприятия, признав неправомерный зачет, добровольно осуществили перерасчет средств на сумму 4,6 млрд. сумов.
Государственный налоговый комитет призывает предпринимателей не прибегать к услугам «фирм-обналичек» и не нарушать налоговое законодательство Республики Узбекистан.
Для получения дополнительной информации, а также для разъяснения принципов внедряемого механизма выявления «фирм-обналичек» и их клиентов. работает Call-центр Государственного налогового комитета по номеру 1198.
Пресс-служба ГНК.