Как обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц?
Если лицо считает, что составленные налоговыми органами акты ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе их обжаловать.
Что такое акт ненормативного характера?
Это документ, содержащий предписание налоговых органов на совершение определенных юридически значимых действий, адресованное одному или нескольким физическим или юридическим лицам.
Куда подавать жалобу?
Если акт ненормативного характера принят районной налоговой инспекцией, то жалобу нужно подавать в соответствующее налоговое управление города или области.
Если же акт ненормативного характера принят налоговым управлением города или области, то жалобу можно подавать в Государственный налоговый комитет.
Для подачи жалобы на решения налоговых органов по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита нужно обратиться в налоговый орган, решение (действия, бездействие) которого обжалуются.
Важно! Решение по жалобе принимается налоговым органом в срок от 15 до 45 дней с даты ее получения.
Когда налогоплательщик может обратиться в суд?
Если лицо не согласно с решениями вышестоящих налоговых органов или решения не приняты в установленный срок, тогда они обжалуются в судебном порядке.
Акты ненормативного характера ГНК РУз, действия (бездействие) его должностных лиц также обжалуются в судебном порядке.
Жалобы на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Что происходит с обжалуемым решением?
Во время рассмотрения жалобы приостанавливается исполнение обжалуемого решения или действия, в том числе:
до тех пор, пока вышестоящий налоговый орган или суд не примет решение по жалобе и оно не вступит в силу. При этом лицо обязано уведомить о подаче жалобы тот налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностного лица которого обжалуются, и предоставить подтверждающие документы.
Если вышестоящий налоговый орган или суд отменяет решение налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки или налогового аудита, то взысканные (уплаченные) суммы налогов и финансовых санкций по этому решению возвращаются.
Можно ли отозвать жалобу?
Лицо имеет право отозвать жалобу, направив письменное заявление в рассматривающий ее налоговый орган. После отзыва данной жалобы нельзя подавать ее повторно по тем же основаниям.
Как подать жалобу на решения налоговых органов, принятые по результатам налоговых проверок?
Жалоба на решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, решения которого обжалуются.
Налоговый орган, решения которого обжалуются, обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Жалобу можно подать в течение месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Какие документы нужны, чтобы подать жалобу?
Жалоба и прилагаемые к ней документы могут быть направлены налоговому органу письменно или электронно. Жалобу подписывает подавшее ее лицо или его представитель.
В жалобе указываются:
1) Ф.И.О. и место жительства физического лица или наименование и адрес юридического лица, подающего жалобу;
2) обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц;
3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
5) требования лица, подающего жалобу.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, адреса электронной почты и иные необходимые сведения для своевременного рассмотрения жалобы.
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
В каких случаях жалобу не рассматривают?
Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или частично, если:
Принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или частично можно в течение 5 дней со дня получения жалобы или заявления об ее отзыве полностью или частично. В течение 3 дней об этом в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.
Какое решение может принять вышестоящий налоговый орган?
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений: