Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из важнейших экономических инструментов регулирования рыночных отношений, создающий гарантии развития института предпринимательства в целом.
Напомним, все плательщики налога на добавленную стоимость при возникновении отрицательной разницы между суммой НДС, исчисленной из налоговой базы в рамках операций по реализации товаров (услуг), и суммой НДС по товарам (услугам) имеют право на ее возмещение (возврат). Это стало возможным в соответствии с Налоговым кодексом в новой редакции и введено с 1 июля 2020 года.
По новому порядку плательщики НДС направляют заявления на рассмотрение вопроса о возмещении (возврате) НДС в государственные налоговые управления по месту своего учета, а крупные налогоплательщики – в Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам.
Так, согласно статье 274, заявления крупных налогоплательщиков, дипломатических представительств, лиц, представивших банковскую гарантию, участников соглашений о разделе продукции ("нулевая ставка") и участников налогового мониторинга рассматриваются ускоренно – в течение семи дней.
Согласно данным, 1 031 предприятию-экспортеру со стороны региональных государственных налоговых управлений в ускоренном порядке возмещена избыточная сумма налога на добавленную стоимость в размере 1,3 трлн сумов.
Как оказалось, некоторые недобросовестные предприниматели воспользовавшись данными преференциями для собственного обогащения, пытаются возместить НДС из бюджета путем оформления договоров таким образом, что неуплаченная сумма налога якобы фактически была уплачена.
Пример №1:
Компания E.T.F., зарегистрированная 16 октября текущего года (то есть всего 45 дней назад) в Узбекистанском районе Ферганской области, приобретает на экспорт сельскохозяйственную продукцию на сумму 17,5 млрд сумов у компании T.E.Y. Любопытно, что фирмы E.T.F. и T.E.Y. зарегистрированы в один день и по одному юридическому адресу.
В свою очередь, компания T.E.Y. приобретает сельскохозяйственную продукцию у трех «фирм-однодневок» A.S.F., I.M.B и Z.T. и выполняет роль посредника между экспортером E.T.F. Основная общая цель – присвоение средств из бюджета за счет избыточной суммы, образованной в ходе возмещения (возврата) НДС.
В частности, фирма A.S.F. за фиктивные счета-фактуры при абсолютно нулевом приходе представляет отчетность по реализации товаров на сумму 7,3 млрд сумов. Это, в свою очередь, приводит к возникновению безнадежной налоговой задолженности в размере 4,5 млрд сумов.
Аналогично предприятия I.M.B. и Z.T., приобретая товары народного потребления (к примеру, бытовая техника, мобильные телефоны и т. п.) оформляют счета-фактуры на реализацию сельскохозяйственной продукции на сумму 12,9 млрд сумов.
В итоге: предприятиям-экспортерам возмещен налог по сельскохозяйственной продукции фактически не поступивший в бюджет.
Пример №2:
Аналогично, компания-экспортер S.A.B из Асакинского района Андижанской области приобрела в октябре сельскохозяйственную продукцию на сумму 33,7 млрд. сумов у компаний O.S.T. и P.G.M, и представила в налоговые органы документы на возмещение (возврат) НДС на сумму 5,7 млрд сумов. В свою очередь, данные два предприятия, приобретая товары народного потребления (к примеру, канцелярские принадлежности, мобильные телефоны и тому подобное) оформили счета-фактуры на реализацию сельхозпродукции.
Указанные экспортеры намеренно воспользовались ускоренным (в течение 7 дней) порядком рассмотрения документов на возмещение НДС, нанеся ущерб государственному бюджету в размере почти 6 млрд сумов.
Чтобы в дальнейшем не допустить возникновение подобных налоговых нарушений, рассмотрение заявлений на возмещение (возврат) НДС в ускоренном порядке сохраняется для крупных налогоплательщиков и представителей дипломатических корпусов, а также данный порядок распространяется на надежных налогоплательщиков, всецело соблюдающих дисциплину и полностью выполняющих налоговые обязательства.
При этом к экспортерам, которые относятся к категории плательщиков НДС с высоким уровнем риска неуплаты налогов, будет применяться общий порядок рассмотрения заявлений – не более 60 дней.
Для справки. Если в ходе камеральной налоговой проверки часть налоговой суммы, возмещенной в ускоренном порядке, будет признана необоснованной, данную сумму налогоплательщик должен уплатить в государственный бюджет. Иначе, все собранные документы будут переданы в правоохранительные органы.
Пресс-служба ГНК