В связи с публикациями, распространяющимися в последнее время в социальных сетях, о выездных налоговых проверках, проводимых по причине невыдачи чеков, Государственный налоговый комитет сообщает следующее.
При осуществлении налогового администрирования налоговые органы опираются на:
Анализ, проведенный международными финансовыми институтами и профессиональными экспертами, показал, что доля теневой экономики в республике превышает 50%, а в сфере торговли и оказания услуг этот показатель достигает до 70%.
В связи с этим, наряду с применением современных инструментов налогового администрирования, направленных на сдерживание теневой экономики, создан институт общественного контроля за невыдачей чеков, отказом в реализации товара или завышении его стоимости при расчетах с использованием пластиковых карт и другими правонарушениями, внедрена практика приема обращений граждан через мобильное приложение Soliq.
Граждане активно участвуют в происходящих изменениях. Об этом свидетельствует то, что с начала года около 13 тысяч человек направили более 66 тысяч обращений.
Проведение на основании поступающих обращений мероприятий налогового контроля вовсе не безосновательно, как отмечается в социальных сетях, - каждое из них тщательно изучается.
С учетом того, что каждый чек, выданный онлайн-ККМ, отражается в базе данных налоговых органов, достоверность каждой жалобы заявителя определяется путем дистанционного сопоставления отправленных им сведений с показателями онлайн-ККМ, применяемых данным субъектом предпринимательства.
Именно в результате такого анализа было отклонено около 30 тысяч обращений.
Но, к сожалению, в ходе проведения проверок в 97% остальных случаев достоверность сообщений граждан о невыдаче чека подтвердилась.
Принимаемые на основе установленной налоговой политики меры направлены на укрепление дисциплины платежей в бюджет, а не на наказание налогоплательщиков.
В целях оказания содействия в соблюдении требований налогового законодательства и на основе принципа «Налоговик–помощник» создания возможностей для предпринимателей своевременно устранять недочеты до применения мер ответственности, Государственный налоговый комитет также сообщает, что начиная с 1 июня этого года:
Во-первых, при поступлении первого обращения в отношении какого-либо налогоплательщика, независимо от его формы собственности, с ним будет проведена очная профилактическая беседа и он будет официально уведомлен о необходимости ведения делопроизводства в соответствии с требованиями законодательства. К нему не будут применены финансовые санкции.
Если после получения такого предупреждения данный субъект предпринимательства не сделает необходимые для себя выводы, продолжит нарушать законодательство и на него поступит вторая жалоба, то в установленном порядке жалоба будет изучена и по результатам будет организована налоговая проверка.
Во-вторых, в процессе принятия решения по результатам проведенной (или проводимой) налоговой проверки, повторные обращения в отношении данного субъекта предпринимательства не рассматриваются.
В-третьих, устанавливаются ограничения, в соответствии с которыми один гражданин не сможет отправлять более 2 обращений в течение 24 часов и более 1 обращения в отношении 1 торговой точки в течение 30 календарных дней.
В-четвертых, обращения сотрудников органов государственной налоговой службы о правонарушениях не будут вознаграждаться.
Принимая во внимание эти изменения, Государственный налоговый комитет сообщает, что продолжит принимать действенные меры контроля в отношении субъектов, осуществляющих незаконную деятельность, и поощрять граждан, требующих чеки и тем самым принимающих активное участие в борьбе с теневой экономикой.