Одной из эффективных мер по противодействию коррупции и обеспечения прозрачности деятельности должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, а также органов исполнительной власти на местах является система декларирования имущества и доходов госслужащих.
Это обсуждалось и на совещании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева по вопросам совершенствования систем противодействия коррупции и общественного контроля, состоявшемся 11 февраля 2020 года.
Глава государства отметил, что «коррупция является одним из главных препятствий на пути развития экономики, создания реально благоприятной предпринимательской среды и инвестиционного климата», добавив о важности активизации общественного контроля и привлечении зарубежных экспертов для разработки организационно-правовых основ декларирования имущества и доходов государственных служащих.
В настоящее время специалисты Государственного налогового комитета продолжают изучать международный опыт внедрения данной антикоррупционной меры на примере опыта стран СНГ.
Как организуется декларирование в Российской Федерации?
Отметим, что в Российской Федерации обязанность российских должностных лиц представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера последовательно закреплялась в ряде нормативно-правовых актов, начиная с 1992 года (Федеральный закон «О противодействии коррупции», Указ Президента «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно российскому законодательству:
– сведения о доходах, расходах и об имуществе членов Правительства Российской Федерации, их супругов и несовершеннолетних детей ежегодно представляются в налоговые органы;
– служащие, не предоставившие декларации в указанные сроки несут ответственность в соответствии с законом.
Пресс-служба ГНК.