Согласно Налоговому кодексу в новой редакции, введенному с 2020 года, информация о суммах налогов и налоговых задолженностей, уплаченных налогоплательщиками, не считается налоговой тайной.
Согласно Налоговому кодексу, содержание сведений, не составляющих налоговую тайну, было расширено. С 2020 года включены сведения:
1) о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, и постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость;
2) о суммах уплаченных налогов и налоговой задолженности;
3) об участниках юридического лица;
4) о среднесписочной численности работников;
5) о суммах доходов и расходов по данным финансовой отчетности.
На практике в государственную налоговую службу поступает много обращений от третьих лиц для получения информации о налогоплательщиках. Конечно, нельзя разглашать информацию налогоплательщика, которая считается налоговой тайной.
Для урегулирования подобных отношений принято постановление Государственного налогового комитета, прошедшее государственную регистрацию в Министерстве юстиции за № 3237.
Постановлением утверждено Положение «О порядке ведения учетных данных по налогоплательщикам, предоставления этой информации третьим лицам, а также формирования структуры данных по отдельным категориям налогоплательщиков».
В Положении приведена информация, предоставляемая налогоплательщику налоговыми органами, а также государственными органами, учреждениями и организациями, составляющая налоговую тайну.
В частности:
- паспортные данные, полученные в органах внутренних дел;
- сведения о владении недвижимым имуществом, взятая в органах государственной регистрации, расположенного на соответствующей территории земельного участка и другого недвижимого имущества, его владельцах (собственниках).
- договоры купли-продажи недвижимости, полученные у нотариусов;
- утверждение договоров аренды имущества и размера арендной платы;
- информация о выдаче свидетельств о наследовании, а также нотариальное заверение дарственных договоров.
Точно раскрыто содержание информации о налогоплательщике, не относящейся к налоговой тайне, то есть открытые данные.
К ним относятся:
- информация об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
- информация о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;
- информация о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, и постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость;
- информация о суммах уплаченных налогов и налоговой задолженности;
- информация об участниках юридического лица;
- информация о среднесписочной численности работников;
- информация о суммах доходов и расходов по данным финансовой отчетности.
Положением определено, что подача учетных данных о налогоплательщиках в правоохранительные органы и органы государственного управления республики осуществляется в электронном виде на основании соглашений с ГНК об обмене электронной информацией. Данными могут пользоваться только должностные лица, которым дано разрешение.
В случаях, предусмотренных законодательством, учетные данные о налогоплательщике могут предоставляться также коммерческим организациям. В этом случае раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, осуществляется только с согласия налогоплательщика.
Например, физическое лицо обратилось в коммерческий банк за кредитом. Конечно, коммерческий банк потребует предоставить заверенную справку о доходах за последние 12 месяцев и ИНН.
Но теперь все может быть иначе:
С согласия физического лица, коммерческий банк может получить информацию о доходах за последние 12 месяцев и ИНН в налоговом органе по паспортным данным гражданина в электронном виде.
Такая процедура устраняет чрезмерную бюрократию, экономит как время, так и деньги. Разумеется, в этом случае налоговые органы проследят за полным соблюдением коммерческим банком правил информационной безопасности.
Положение предусматривает возможность получения налогоплательщиком сведений, не составляющих налоговую тайну в режиме реального времени посредством личного кабинета, а также при выборе своих контрагентов информацию об их регистрации в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.
Потому что владение полной информацией о контрагентах важно для последующей производственной, рабочей и обслуживающей деятельности налогоплательщика.
Одним словом, данные нормы послужат обеспечению надежного сотрудничества между налогоплательщиком и его контрагентами, а также государственными налоговыми органами.