В 2021 году перед налоговыми органами поставлена стратегически важная цель – трансформация государственной налоговой службы в «сервисную» высокотехнологичную организацию. В связи с этим Государственным налоговым комитетом налаживается единый информационный стандарт и поэтапно внедряются программные продукты, обеспечивающие качественный и эффективный обмен информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами. Достигнутые преобразования ощутимы уже сегодня.
Развитие сервисно-ориентированного налогового обслуживания (согласно Стратегии совершенствования налогового администрирования, принятой постановление Президента в 2019 году №ПП-4389) неразрывно связано с важными задачами, которые в настоящее время реализуются в системе государственных налоговых органов. Суть реформирования сервисных услуг – помочь налогоплательщикам своевременно и доступно исполнять налоговые обязательства. Реализация определена рядом нормативно-правовых актов. Их практическое исполнение – это предоставление населению удобных и понятных инструментов для быстрого и качественного осуществления стандартных операций с налогами. Другими словами, максимально упрощенного исполнения налоговых обязательств.
Как показывает практика, сегодня большинство современных налогоплательщиков выбирают удаленное взаимодействие с государственными органами, в том числе налоговыми. Каждый ценит время и комфорт, предпочитая решать насущные вопросы дистанционно. То же касается налогов. По этой причине государственные налоговые органы идут навстречу ожиданиям налогоплательщиков. Удобство сервисов Государственного налогового комитета Узбекистана включает максимальное взаимодействие посредством Call-центра 1198, а также через интернет:
– my.soliq.uz – Портал государственных налоговых услуг и персонального кабинета налогоплательщика;
– e-imzo.uz и esi.uz – сервис на получение электронной цифровой подписи и Единая информационная система идентификации с использованием ЭЦП;
– soliqservis.uz – сервис, позволяющий формировать счета-фактуры (товарно-транспортные накладные, договора, доверенности) в электронном виде и обмениваться ими со своими клиентами и партнерами;
– ofd.uz – сервис хранения и проверки электронных потребительских чеков для учета потребительской корзины;
– tasnif.soliq.uz – сервис идентификационных кодов товаров и услуг на основе Единого электронного национального каталога продукции (товаров и услуг);
– vacancy.argos.uz – сервис трудоустройства в органы государственной налоговой службы;
– soliq.uz – сервис, предоставляющий полную и достоверную информацию о деятельности налоговых органов;
– tekshiruv.soliq.uz – сервис, позволяющий сообщить о налоговом правонарушении.
Обслуживающий налогоплательщиков единый всеобъемлющий сервис – это Портал государственных налоговых услуг, который включает персональный кабинет налогоплательщика. На my.soliq.uz собраны основные интерактивные услуги для разных категорий налогоплательщиков: физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, самозанятых лиц. Для входа в персональный кабинет потребуется уникальный ключ – электронная цифровая подпись. Данный ключ в дальнейшем позволяет подтверждать каждую деловую сделку и бизнес-процессы в целом.
Через персональный кабинет осуществляется большинство стандартных операций с налогами и ведется активное взаимодействие с налоговыми органами. Портал также предоставляет ключевые ресурсы: встать на учет в налоговые органы, оплатить налоги, подать декларацию, калькулятор налогов, запись на прием в налоговый орган и другие.
В этом году налогоплательщикам стали доступны новые полезные ресурсы органов государственной налоговой службы:
– сервис проверки статуса контрагента https://soliq.uz/activities/tax-risk-analysis;
– сервис для расчета налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения для физических или юридических лиц https://soliq.uz/regulations/land-property-tax;
– обновленное мобильное приложение «SOLIQ» – упрощенная версия портала my.soliq.uz, позволяющая осуществлять основные операции с налогами;
– catalog.milliykatalogi.uz – сервис для уточнения маркированной продукции;
– мобильное приложение «ASL BELGISI» – услуга проверки подлинности маркированной продукции.
Реформирование сферы оказания сервисных услуг для налогоплательщиков – стратегически важный, трудоемкий, непростой и общественной значимый процесс. От того, на сколько продуманно будут обновляться налоговые сервисы, зависят ожидаемые результаты – повышение уровня стандартизации и упорядочения налоговых услуг, а также собираемость налогов.
Высококвалифицированные сервисные услуги в налоговых органах – это первые шаги к ускорению темпов прироста прямых иностранных инвестиций, улучшению позиции Узбекистана в международных рейтингах (в том числе, показателях индекса деловой активности). Усовершенствованный обслуживающий сервис позволит сократить количество налоговых проверок и снизить долю правонарушений в налоговой сфере. И как итог – повысится доступность информации и удовлетворенность налогоплательщиков оказываемыми сервисными услугами.