В стране поэтапно реализуются меры по оснащению точек торговли и сервиса онлайн контрольно-кассовыми машинами или виртуальными кассами – в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Узбекистан от 6 сентября 2019 года № УП-5813.
№ | Категории субъектов предпринимательства | Сроки |
1. | Субъекты предпринимательства, занимающиеся реализацией алкогольной и табачной продукции, лекарств, бензина, дизельного топлива и природного газа для автомобилей | 1 января 2020 года |
2. | Субъекты предпринимательства, годовой оборот (выручка) которых по итогам прошлого года превысила пять миллиардов сумов | 1 августа 2020 года |
3. | Субъекты предпринимательства, годовой оборот (выручка) которых по итогам прошлого года превысила сто миллионов сумов либо в течение года достигла указанного предельного размера | 1 января 2021 года |
4. | Все субъекты предпринимательства | 1 января 2022 года |
| |
|
В Государственный реестр в настоящее время включено 10 онлайн-ККМ и 9 виртуальных касс, из которых субъекты предпринимательства могут выбрать подходящий для своего бизнеса продукт. Также при покупке онлайн-ККМ предпринимателям в 2020 году предоставлено право на налоговый вычет до десятикратного размера базовой расчетной суммы.
Контроль по соблюдению порядка
В настоящее время органы Государственной налоговой службы проводят контрольно-профилактические мероприятия по соблюдению порядка использования онлайн-ККМ или виртуальных касс.
Для социальноактивных граждан, желающих оказывать содействие органам Государственной налоговой службы, действует информационная система “Soliq hamkor”. Это целиком добровольное и удаленное сотрудничество. Партнер сообщает в налоговые органы о действиях (бездействии) налогоплательщика (налогового агента или другого лица), ответственность за которые установлена Налоговым кодексом. Чтобы обращение было рассмотрено важно предоставить точные, полные и достоверные сведения. В информационной системе “Soliq hamkor” доступно несколько способов взаимодействия:
– мобильное приложение SOLIQ – в разделе «Налоговый партнер»;
– телеграм-бот @soliq_hamkor_bot;
– Портал государственных налоговых электронных услуг налоговых органов my.soliq.uz.
“Soliq hamkor” – эффективность системы
Посредством системы “Soliq hamkor” активное партнерство с налоговыми органами проявили потребители города Ташкента (866), Кашкадарьинской области (315), Самаркандской (269), Ташкентской (253) и Андижанской областей (252).
При этом часть обращений отклонена. Причины: указаны неточные адреса, не подтверждены факты налоговых нарушений, отсутствуют контакты обратной связи с обращаемым лицом. Государственный налоговый комитет просит партнеров проявить внимательность при подаче сообщений о налоговых нарушениях. Каждое обращение тщательно изучается, и в дальнейшем направляется на последующее исполнение.
Среди поступивших через систему “Soliq hamkor” обращений – нарушения, связанные с применением онлайн-ККМ или виртуальных касс, то есть ситуация, в которой потребителю не выдан чек. Так, по состоянию на 30 октября 2020 года, благодаря обращениям неравнодушных граждан в согласовании с уполномоченными органами проведено более 1 300 выездных налоговых проверок. Это происходит в случае, если налоговое нарушение подтверждается: тогда с субъектами предпринимательства, не исполняющими нормы законодательства, проводятся профилактические работы и принимаются меры административного воздействия в соответствии с законодательством.
В результате контрольно-профилактических мероприятий применены финансовые санкции на сумму 4,6 млрд сумов. Финансовые санкции являются мерой правового воздействия за совершение налогового правонарушения согласно статье 218 Налогового кодекса.
Пресс-служба ГНК