В целях регулирования проверки соблюдения налогоплательщиками отдельных обязанностей в исчислении и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, установленных налоговым законодательством, Государственным налоговым комитетом принято постановление «Об утверждении Положения о проведении выездной налоговой проверки». Постановление зарегистрировано Министерством юстиции 18 июня 2020 года под №3247.
Постановление разработано в рамках статьи 139 Налогового кодекса Республики Узбекистан.
В основе постановления утверждено Положение «О порядке проведения выездной налоговой проверки», состоящее из 12 глав, порядок организации и проведения ряда контрольных мероприятий, определены права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
В частности, в ходе выездной налоговой проверки предусмотрены следующие мероприятия:
– выявление объектов налогообложения, проведение хронометражного обследования;
– проверка применения контрольно-кассовой техники и платежных терминалов кассовых аппаратов;
– мониторинг соответствия сотрудников налогоплательщиков, указанных в отчетности, и фактического количества;
– проверка соблюдения налогового законодательства на рынках, торговых комплексах, на прилегающих к ним стоянках автотранспортных средств;
– проверка соблюдения правилам торговли и услуг;
– требование от налогоплательщика (налоговых агентов) проведение инвентаризации его основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и счетов.
Положением четко определены:
– сроки выездной налоговой проверки – до десяти рабочих дней;
– начисление налогов и сборов налоговыми органами по результатам выездной налоговой проверки не производится;
– ситуации, являющиеся основанием для проведения выездной налоговой проверки.
Данные проверки проводятся через Единую систему электронной регистрации проверок при согласовании с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства после заполнения «Книги проверок».
Хронометражное обследование в ходе выездной налоговой проверки проводится с целью выявления фактических доходов, а также формирующих их источников и (или) расходов, отдельных категорий налогоплательщиков или видов деятельности, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
а также определения налогового режима.
В соответствии с постановлением при проверке применения контрольно-кассовой техники и платежных терминалов могут привлекаться следующие:
- физическое лицо (доверенный представитель юридического лица), обратившееся по поводу налогового нарушение при проведении контрольной закупки;
- представители юридического лица, оказывающие услугу «Объективный покупатель»;
- представители Федерации обществ по защите прав потребителей.
Нормы, изложенные в положении, служат созданию благоприятных условий для бизнеса, ограничению «теневой экономики», устранению налоговых нарушений.
Постановление вступило в силу с 18 июня 2020 года.
Пресс-служба ГНК