Процесс поэтапного внедрения цифровой маркировки воды и прохладительных напитков с целью «обеления» рынка стартовал в 2020 году с обсуждения общественности законопроекта «О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров».
В уже принятом документе ПКМ-737 от 20.11.2020 года закреплен срок внедрения маркировки для производителей и импортеров воды и прохладительных напитков с 1 марта 2022 года, а также указано о создании Национальной информационной системы мониторинга маркировки и отслеживания продукции «Asl belgisi». В качестве оператора данной НИС «Asl belgisi» назначен ООО "CRPT Turon" (Далее – Оператор).
Для подготовки к выпуску маркированной продукции, а также апробации механизмов с 15 июня 2021 года запущен пилотный проект.
В рамках пилота на постоянной основе начата совместная комплексная работа по информированию и подготовке участников рынка к старту обязательной маркировки воды и прохладительных напитков. На протяжении этого периода для безболезненной подготовки Налоговым комитетом совместно с представителями индустрии производства воды и прохладительных напитков и другими участниками рынка неоднократно организованы открытые диалоги, встречи и обучающие семинары и тренинги.
На регулярно основе компаниям-производителям оказана практическая помощь в решении возникающих текущих вопросов: в подборе необходимого оборудования и программного обеспечения, знакомство с техническими решениями, предоставлены ответы на наиболее частые вопросы.
В результате на добровольной основе большинством производителей и импортёров, были завершены мероприятия по подготовке к производству (импорту) маркированной продукции. В этих целях ими в Каталог была внесена информация о более чем 1 700 видах продукции, в тестовом режиме было промаркировано свыше 106 млн единиц готовой продукции.
Несмотря на готовность рынка к внедрению цифровой маркировки наблюдается длительное (более трех лет) халатное отношение со стороны некоторых производителей воды и прохладительных напитков в виде:
- игнорирования официальных уведомлений Налогового комитета и Оператора,
- отказа от участия в пилотном проекте, в том числе в оснащении необходимым маркировочным оборудованием на производственных линиях,
- отсутствии обратной связи после проведения многократных разъяснительных работ.
Следует отметить, что продукция категории «вода и прохладительные напитки» относится к высоколиквидной продукции, высоко востребованной на рынке. Цифровая маркировка позволит стандартизировать и унифицировать «воду и прохладительные напитки», избавив тем самым отечественный рынок от незаконной продукции и контрафактных товаров, как местного производства, так и импорта. Нововведения позволят улучшить логистические и бизнес-процессы потребительских товаров, снизить объемы теневого сегмента. За счет контроля оборота продукции повысятся доходы государственного бюджета.
В связи с этим Налоговый комитет напоминает, что обязательной цифровой маркировке воды и прохладительных напитков подлежат:
с 1 марта 2024 года
первая группа - неферментированные и не содержащие спирта, содержащие сахар или иные сахарозаменители либо несладкие фруктовые соки (кроме виноградного сока) и овощные соки, а также газированные и негазированные воды и напитки;
с 1 августа 2024 года
вторая группа - вода и прохладительные напитки в металлической, в том числе в алюминиевой банке.
Для соблюдения сроков, утвержденных действующими нормативно-правовыми актами по внедрению цифровой маркировки воды и прохладительных напитков, производителям и импортёрам необходимо зарегистрироваться в Национальной информационной системе “Asl belgisi”, внести информацию о своих товарах в “Реестр маркируемых товаров” данной системы и начать процесс маркировки готовой продукции, в том числе агрегации.
Отдел контроля маркировки товаров