ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ ПО ПЯТИ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В 2017–2021 ГОДАХ В «ГОД ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ»
Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (далее – Стратегия действий) явилась важнейшим программным документом, определившим приоритетные направления государственной политики на среднесрочную перспективу.
При реализации Стратегии действий в 2017 году особое внимание было уделено практическому воплощению в жизнь принципа «Интересы человека – превыше всего» и благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», прежде всего путем установления прямого диалога с народом и обеспечения реальной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Прочным правовым фундаментом широкомасштабных реформ, ускоренного развития экономики и социальной сферы, повышения благосостояния народа послужили принятые в рамках Государственной программы по реализации Стратегии действий в «Год диалога с народом и интересов человека» более 30 законов и 900 подзаконных актов.
Виртуальная приемная и Народные приемные Президента Республики Узбекистан, а также созданные в каждом государственном органе специальные подразделения по работе с обращениями граждан послужили формированию качественно новой эффективной системы работы с населением.
Концепция административной реформы в Республике Узбекистан определила конкретные меры по коренному реформированию системы государственного управления, развитию системы «Электронное правительство» и оказания государственных услуг, сокращению административного воздействия на экономику и расширению рыночных механизмов управления, созданию здоровой конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата.
В судебно-правовой системе реализованы комплексные меры по обеспечению подлинной независимости судов, формированию демократичного и прозрачного механизма отбора судейских кадров. Создание на местах административных и экономических судов способствовало повышению уровня доступа к правосудию.
В результате принятых мер по реформированию системы правоохранительных органов, ранней профилактике правонарушений и борьбе с преступностью достигнуто снижение общего показателя преступности по стране на 15,7 процента, не допущено совершение преступлений в 1,2 тысячи махаллей.
Концептуально пересмотрены подходы к реализации мер по противодействию терроризму и экстремизму, которое ранее, в основном, сводилось к борьбе с последствиями вызовов и угроз безопасности. Приоритетной задачей в решении данной проблемы определена борьба за умы людей путем повышения правовой культуры и духовного просветительства, в первую очередь молодежи.
Особое внимание уделено решению жизненно важного вопроса граждан, оказавшихся лицами без гражданства по не зависящим от них обстоятельствам, связавших свою судьбу с Узбекистаном, честно и добросовестно работающих во благо нашей страны. За истекший период принято в гражданство Республики Узбекистан 1 243 лица.
В экономической сфере реализованы масштабные изменения, важнейшим шагом которых стало введение свободной конвертации национальной валюты, обеспечивающее, прежде всего, условия для выполнения Узбекистаном своих обязательств и репатриации доходов иностранных партнеров, повышения инвестиционной привлекательности страны.
Внедрены совершенно новые принципы и механизмы формирования Государственного бюджета, реализованы меры по обеспечению прозрачности его доходов и расходов. Приняты меры по повышению эффективности управления государственными активами и использованию незадействованных резервов, направленных на увеличение доходной части бюджета.
Утвержден абсолютно новый порядок формирования государственных программ развития Республики Узбекистан, предусматривающий на первом этапе – разработку и утверждение долгосрочных (на 10-15 лет) отраслевых, региональных и целевых концепций развития, на втором этапе – создание отраслевых, региональных и целевых портфелей проектов, на третьем этапе – формирование государственных программ развития.
Комплекс мероприятий по развитию социальной сферы был направлен, в первую очередь, на усиление социальной защиты и охраны здоровья граждан, обеспечение населения доступными и качественными лекарственными средствами, повышение занятости и реальных доходов граждан, расширение строительства доступного социального жилья, всемерную поддержку лиц с инвалидностью.
В городах и селах осуществлено строительство типовых и многоэтажных домов общей жилой площадью более 3,5 миллиона квадратных метров. Объемы жилищного строительства относительно 2010 года возросли в 3,5 раза.
По итогам диалога с народом принято решение о возобновлении 11-летнего общего среднего образования, внедрены прозрачные механизмы и существенно увеличены квоты приема в высшие образовательные учреждения. Система послевузовского образования приведена в соответствие с международными стандартами.
В результате принятых мер по обеспечению межнационального мира и согласия, реализации продуманной и взаимовыгодной внешней политики налажены доверительные отношения с соседними странами, созданы благоприятные условия для развития в Центральноазиатском регионе торгово-экономических, культурно-гуманитарных связей.
Только в истекшем году осуществлен 21 визит на высшем уровне, проведены встречи с руководителями 60 государств и международных организаций, достигнуто более 400 договоренностей, подписаны соглашения на сумму свыше 60 миллиардов долларов США.
Вместе с тем итоги прямого диалога с народом и критический анализ работы, проведенной во всех сферах государственной и общественной жизни, выявили ряд проблем, препятствующих реальному повышению благосостояния населения и кардинальному улучшению состояния дел на местах.
Во исполнение Стратегии действий, а также в целях реализации задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 22 декабря 2017 года:
в сфере совершенствования системы государственного и общественного строительства – повышение престижа и эффективности государственной службы, пересмотр задач и структур органов исполнительной власти, повышение самостоятельности руководителей министерств, ведомств и органов государственной власти на местах, передачу отдельных полномочий центральных органов местным органам власти, кардинальное повышение доступности, качества и оперативности государственных услуг, всемерную поддержку институтов гражданского общества и средств массовой информации;
в сфере обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы – дальнейшее укрепление конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни граждан, в том числе посредством передачи судам права выдачи санкции на обыск и прослушивание телефонных переговоров, создания при Олий Мажлисе Комиссии по содействию обеспечению независимости судебной власти, коренное реформирование системы органов национальной безопасности, оснащение системами видеонаблюдения изоляторов временного содержания, следственных изоляторов, учреждений по исполнению наказания, обеспечение сотрудников дорожно-патрульной и патрульно-постовой службы мобильными видеокамерами, оптимизацию количества стационарных постов патрульной службы;
в сфере развития экономики и поддержки активного предпринимательства – создание благоприятных правовых, организационных условий для развития активного предпринимательства, внедрения инновационных идей и технологий, дальнейшее совершенствование правовых гарантий защиты и механизмов предупреждения незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, налоговой и таможенной политики, банковско-финансовой сферы, разработку стратегии реформирования аграрного сектора, отказ от предоставления индивидуальных льгот с предоставлением льгот отраслям и сферам экономики, активное развитие регионов;
в сфере развития социальной сферы – реализацию комплекса мер по дальнейшему усилению социальной защиты и охраны здоровья граждан, созданию разветвленной сети социальных аптек, повышению занятости и реальных доходов граждан, определению «потребительской корзины», расширению строительства социального жилья, всемерную адресную поддержку социально уязвимых слоев населения и лиц с инвалидностью;
в сфере обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также внешней политики – принятие новой Концепции национальной безопасности Республики Узбекистан, реализацию комплекса мер по дальнейшему укреплению и развитию военного и военно-технического сотрудничества с иностранными партнерами, совершенствованию системы защиты и охраны государственной границы, противодействию терроризму, экстремизму и информационным угрозам, укреплению межнационального и межконфессионального согласия, религиозной толерантности, коренному реформированию деятельности Министерства иностранных дел и дипломатических представительств, повышению эффективности системы защиты прав и интересов граждан за рубежом, а также продолжение взаимовыгодной внешней политики, развитие торгово-экономических, культурно-гуманитарных связей.
Установить, что с 1 апреля 2018 года: упраздняется Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов с передачей органам прокуратуры высвобождаемых 228 штатных единиц органов государственной налоговой службы;
исключаются дублирующие функции и полномочия органов юстиции по защите прав и законных интересов субъектов малого бизнеса, частного предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия), проводимая в рамках уголовных дел, не должна превышать одного месяца, в исключительных случаях срок проверки может быть продлен не более чем на месяц Генеральным прокурором Республики Узбекистан или его заместителем;
возбуждение уголовных дел по фактам, связанным с правонарушениями при осуществлении предпринимательской деятельности, производится исключительно с согласия прокурора Республики Каракалпакстан, прокуроров областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров;
сведения о нарушениях в деятельности субъектов предпринимательства, информация о проведенных проверках и мониторинге (основание, время проведения проверок или мониторинга, работники, их проводившие, и другие) и принятых мерах по устранению выявленных нарушений в обязательном порядке вводятся в специальную электронную информационную систему органов прокуратуры.
разработать и после широкого общественного обсуждения внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проекты законов Республики Узбекистан «Об инновационной деятельности» и «О науке», предусматривающие в том числе меры государственной и общественной поддержки инновационной и научной деятельности, включая беспроцентное кредитование инновационных проектов и предоставление государственных гарантий коммерческим банкам за их кредитование;
разработать и внести программу инновационного развития сферы строительства, имея в виду меры по стимулированию выхода отечественных проектных и подрядных организаций на внешние рынки, полный пересмотр градостроительных норм и правил с учетом современных международных стандартов, активное внедрение энергосберегающих технологий.
Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан разработать и внести порядок проведения контролирующими органами проверок сведений о нарушениях в деятельности субъектов предпринимательства;
Торгово-промышленной палатой, Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами разработать и внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий действенные механизмы общественного контроля в целях предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской деятельности.
а) на срок до 1 января 2023 года от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей, за исключением единого социального платежа, освобождаются:
создаваемые венчурные фонды, софинансирующие высокотехнологичные предпринимательские проекты-стартапы;
высокотехнологичные проекты-стартапы, софинансируемые из венчурных фондов;
научно-исследовательские учреждения, инновационные центры, проектно-конструкторские бюро по доходам, полученным от продажи (передачи в пользование) предпринимателям собственных новых технологий;
организации по трансферу новых технологий в отечественное предпринимательство по доходам от указанной деятельности;
б) специально уполномоченным государственным органом в области электронной коммерции определяется Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить строительство и оснащение современных зданий районных (городских) центров государственных услуг – «Народных приемных» в соответствии с утвержденными типовыми проектами;
Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить внедрение системы электронной очереди и дистанционного видеонаблюдения за ходом оказания государственных услуг, организацию мобильных центров государственных услуг в отдаленных населенных пунктах, а также оказание государственных услуг через мобильные средства связи.
Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и других организаций по реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой.
всестороннюю поддержку и стимулирование инновационных идей и технологий, активного предпринимательства, прежде всего ориентированного на внедрение современных производств;
создание необходимых условий для ускоренного развития науки и инновационной деятельности, способствующих устойчивому росту социально-экономического потенциала территорий и повышению уровня жизни и благосостояния населения;
всестороннюю практическую поддержку прогрессивно мыслящих, инициативных и ответственных работников и граждан;
реализацию следующего правила – «Каждый государственный служащий своей службой должен ежедневно доказывать, что именно он достоин занимаемой должности».
системный мониторинг хода реализации Государственной программы и выработку рекомендаций по принятию дополнительных мер для ее качественного и своевременного выполнения;
ежемесячное обобщение информации о ходе реализации Государственной программы и размещение ее итогов на своих веб-сайтах с указанием конкретных показателей и достигнутых положительных изменений;
ежеквартальное внесение в аппарат Президента Республики Узбекистан информации о результатах мониторинга;
подготовку, опубликование на иностранных языках и широкое распространение информационно-аналитических обзоров, посвященных итогам реализации Государственной программы.
широкое разъяснение целей и задач настоящего Указа в средствах массовой информации и сети Интернет;
оперативное доведение до широкой общественности объективной, полной информации о ходе реализации Государственной программы.
системное доведение до международной общественности сути и содержания настоящего Указа, а также необходимой информации, направленной на повышение инвестиционной привлекательности страны;
всемерное содействие государственным органам и организациям, ответственным за реализацию Государственной программы, в изучении передового зарубежного опыта.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ