Сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами в сфере налогообложения
В качестве полноправного субъекта международного права Узбекистан проводит последовательную политику укрепления договорно-правовой базы взаимодействия с другими странами мира в сфере налогообложения. Начиная с 1993 года Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан ведет работу по формированию системы международных договоров в сфере налогообложения со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Заключение большого количества договоров налоговой сфере между странами мира привело к разработке целого ряда общепризнанных международных стандартов. Договоры, заключенные и заключаемые Узбекистаном, основаны на модели договора, разработанной ОЭСР.
На сегодняшний день в Республике Узбекистан действуют 50 договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налога на доход и капитал. Такие договоры касаются налога на доходы юридических лиц, налога на доходы физических лиц и налога на имущество. В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Узбекистан вышеуказанные соглашения в качестве документа международного характера имеют приоритет над нормами национального законодательства.
Формируемая система договоров об избежании двойного налого¬обложения и предотвращении уклонения от уплаты налога на доход и капитал способствует эффективному налаживанию экономического сотрудничества Республики Узбекистан с другими странами, и прежде всего – привлечению взаимных инвестиций и росту внешнеторгового товарооборота.
На сегодняшний день действует 14 договоров такого типа. Наряду с этим заключены межведомственные соглашения с рядом стран СНГ, а также с Латвией, Оманом и Кореей по сотрудничеству и обмену опытом. Государственный налоговый комитет является компетентным органом в реализации этих соглашений.
Договоры о взаимопомощи и сотрудничестве с налоговыми службами других стран предоставляют следующие преимущества:
- использование на основе паритета имеющихся возможностей договаривающихся стран в сфере налогового контроля в выявлении и предотвращении налоговых правонарушений;
- изучение и использование положительного опыта налоговых органов зарубежных стран в области администрирования налогов;
- создание дополнительных возможностей для профессионального роста работников налоговой службы Республики Узбекистан.
К настоящему времени действуют 4 договора такого типа с рядом стран СНГ. Они регулируют порядок обложения налогом на добавленную стоимость и акцизным налогом экспортно-импортных операций, взаимных поставок товаров и услуг, и создают условия для расширения торгово-экономического сотрудничества, добросовестной конкуренции и создания равных возможностей для хозяйствующих субъектов.
Необходимо отметить, что выполнение вышеупомянутых международных соглашений способствует успешной экономической интеграции Республики Узбекистан в мировое сообщество, защите интересов хозяйствующих субъектов страны на международном рынке.