Сегодня все государственные организации являются непосредственными участниками процесса трансформации исполнительных органов, осуществляемого под руководством Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева.
В основу проводимых реформ и исторических преобразований в отраслях заложены слова нашего уважаемого Президента: «Люди должны жить хорошо не завтра, а сегодня».
С этой целью мобилизованы все человеческие и финансовые ресурсы, в систему государственного управления внедрены новые принципы организации работы «махаллабай» и «мижозбай». Основная цель данных мероприятий – решение проблем населения и субъектов предпринимательства, предоставление возможности для их прямого диалога с представителями государственных органов.
В связи с этим эффективность проводимых реформ и результативность в достижении поставленных целей непосредственно зависят от уровня исполнительской дисциплины в исполнительных органах.
Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства», принятый 10 февраля 2021 года, обеспечил возможность дальнейшего укрепления исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях.
Настоящим документом определены первоочередные задачи по укреплению исполнительской дисциплины, на которые руководители органов управления всех уровней должны обратить персональное внимание, а также заложены основы создания единой и беспрерывной «технологической цепочки» контроля исполнения поручений.
Комментарии, опубликованные в газете «Янги Узбекистон» по итогам беседы с Управляющим аппаратом Кабинета Министров Республики Узбекистан Абдукадыровым Р.В., служат программной платформой для понимания сути и внедрения в практику усовершенствованного порядка организации работы государственных органов в соответствии с требованиями принятого Указа.
Исходя из данного Указа, а также опубликованных комментариев, каждый руководитель органов государственной налоговой службы определил для себя следующие приоритетные направления для дальнейшего укрепления исполнительской дисциплины:
во-первых, организация персонального контроля за практическим исполнением поручений, не допущение перекладывания исполнения на заместителей, а личное изучение существующей проблемы с дальнейшим внесением оптимальных предложений по ее решению;
во-вторых, разработка проектов законодательных актов на основе критического изучения реального состояния дел с обращением отдельного внимания на выявление неиспользованных возможностей;
в-третьих, обеспечение проведения качественной экономической, финансовой и юридической экспертизы документов, разработка предложений на основе результатов изучения передового зарубежного опыта;
в-четвертых, определение конкретных механизмов, сроков и ответственных исполнителей при направлении поручений, а также повышение эффективности работы за счет широкого внедрения информационных технологий;
в-пятых, налаживание тесного сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам разъяснения широкой общественности сути принимаемых решений.
Требование сегодняшней государственной политики состоит в том, что каждый руководитель независимо от занимаемой должности должен работать с возникшей проблемой или задачей, а не с бумагой, при разработке каждого документа изучать проблему на месте, прислушиваться к мнению населения и субъектов предпринимательства, а также анализировать доступные для распоряжения ресурсы.
С очередным подтверждением верности данного подхода мы столкнулись в процессе разработки проекта постановления Правительства по созданию в Дехканабадском районе плантаций фисташки и ферулы. В ходе встреч с населением и анализа реального положения дел на местах мы в корне изменили концепцию реализации проекта по созданию плантаций и внесли изменения в документ, написанный «кабинетным способом».
Убежден, что подобный метод работы значительно повысит качество разрабатываемых актов и дальнейшую их практическую реализацию.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ УКАЗА
15 февраля 2021 года на расширенном коллегиальном собрании Государственного налогового комитета детально изучены нормы Указа Президента и определены конкретные задачи по обеспечению исполнения обозначенных в нем требований, эффективной организации выполнения поручений и созданию действенного механизма за их мониторингом за счет усиления персональной ответственности руководителей всех уровней.
Решением коллегии утверждены «Порядок осуществления контроля за исполнением актов законодательства и поручений в органах Государственной налоговой службы и обеспечения подотчетности», а также «Дорожная карта» по организации работ и реализации основных направлений в укреплении исполнительской дисциплины в Государственном налоговом комитете».
Так, для своевременной и качественной организации исполнения актов законодательства и поручений, возложенных на Государственный налоговый комитет, внедрена система обсуждения с ответственными сотрудниками хода исполнения поручения, в том числе еженедельно по понедельникам - со стороны руководителей самостоятельных подразделений, по средам - заместителями председателя и по пятницам - лично Председателем Государственного налогового комитета.
Кроме того, полностью пересмотрен подход к процессу разработки проектов законодательных актов. Теперь предложения, внесенные структурными подразделениями, будут изучаться через призму соответствия имеющимся ресурсам в отраслях и регионах путем выезда на места сотрудников управления территориального развития и управления анализа отраслей экономики.
Затем подразделения методологии и юридической службы проведут правовую экспертизу проекта на соответствие нормам Налогового кодекса и других законодательных актов, а подразделением стратегического планирования совместно с соответствующими структурными подразделениями будет проведен экономический и финансовый анализ с учетом результатов изучения международного опыта.
По окончании данных процессов с целью изучения общественного мнения пресс-служба опубликует в СМИ разрабатываемые предложения, и лишь потом проект будет направлен на согласование.
В целях внедрения данного порядка, в каждом подразделении Государственного налогового комитета определены ответственные исполнители, с которыми проведены соответствующие тренинги и семинары.
Кроме того, для внедрения совершенно новой контрольной системы исполнения актов законодательства и поручений разрабатываются предложения по внесению изменений в организационную структуру Центрального аппарата Государственного налогового комитета с учетом образования должности Руководителя аппарата.
Убежден, что практическая реализация данного решения позволит значительно повысить уровень исполнительской дисциплины в Государственном налоговом комитете, наполнит его новым содержанием. Ожидаю от этого процесса заметных изменений, сопоставимых с результатами, полученными в свое время в связи с принятием Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 января 1999 г. № 12 «О мерах по укреплению исполнительской дисциплины».
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЙ
В соответствии с Указом введена новая система контроля за исполнением законодательных актов и поручений, в рамках которой увеличено количество органов, осуществляющих контроль за исполнительской дисциплиной, а также расширены их полномочия.
Теперь контроль за своевременным и качественным исполнением законодательных актов и поручений осуществляется Администрацией Президента Республики Узбекистан, Кабинетом Министров, Счетной палатой и Министерством юстиции через систему «Ijro.gov.uz».
Законодательные акты и поручения, находящиеся на контроле данной системы, доводятся до руководства и ответственных исполнителей всех организаций с обеспечением дальнейшего контроля за их исполнением.
Следует отдельно отметить, что в целях укрепления исполнительской дисциплины с 2015 года в налоговых органах полностью автоматизированы внутренние процессы делопроизводства за счет внедрения системы «Электронного документооборота».
Данная система обеспечивает электронную регистрацию всех актов законодательства, от поручений Президента и Правительства до внутренних документов, с дальнейшим направлением поручения до конечного исполнителя и проставлением резолюции с указанием сроков и ожидаемых результатов в зависимости от сложности и важности поручений.
Кроме того, данная автоматизированная система полностью устранила в налоговых органах практику согласования и подписания документов в бумажной форме. Одновременно с этим посредством специального мобильного приложения с использованием ключа электронной цифровой подписи создана возможность просмотра, оформления и контроля документов, поступивших на исполнение соответствующих руководителей и исполнителей, что значительно ускорило делопроизводство.
Самое важное в данном процессе, что через эту систему каждый документ в кратчайшие сроки направляется непосредственно ответственным исполнителям и в режиме реального времени отслеживается состояние исполнения поручения.
Также необходимо отметить, что контроль за исполнением поручений в Государственном налоговом комитете осуществляется раздельно по категориям: «поручения Президента Республики Узбекистан», «поручения вышестоящих организаций», «обращения граждан», «внутренние распоряжения» и другие.
Одновременно горизонтальный контроль за исполнением поручений возложен на организационно-контрольное подразделение Государственного налогового комитета, а вертикальный - вплоть до самого нижнего звена организационной структуры осуществляется самостоятельно каждым подразделением.
Такая система создает возможность повышения персональной ответственности и подотчетности руководителей, а также обеспечения полного и качественного контроля за исполнением возложенных задач.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕРСОНАЛА - ЗАЛОГ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
В укреплении исполнительской дисциплины важную роль занимает процесс повышения ответственности каждого сотрудника, установление строгой дисциплины, а также привитие чувства профессиональной гордости, трудолюбия, инициативности и честности.
В этой связи в Государственном налоговом комитете установлены 5 критериев оценки за качественным исполнением законодательных актов и поручений:
первый - точность, то есть выбор исходя из поставленной задачи наиболее оптимального пути решения;
второй - оперативность: исполнение поручения до установленного срока;
третий - достоверность: соответствие проделанной работы с фактически осуществленными мероприятиями, указанными в подготовленных информационных материалах;
четвертый - полнота: соответствие результатов исполнения поставленным в резолюции задачам;
пятый - ответственность: задействование всех имеющихся ресурсов и возможностей ответственного исполнителя для своевременного и качественного выполнения поручений.
Кроме того, с целью внедрения системы поощрения сотрудников, своевременно и качественно исполнивших возложенные на них задачи, повышения их персональной ответственности и инициативности совместно с экспертами Всемирного банка ускорена работа по внедрению автоматизированной системы оценки эффективности трудовой деятельности сотрудников (KPI).
С помощью этой системы будет внедрена возможность поощрений или применения дисциплинарных мер к ответственным сотрудникам на основе оценки качества исполнения поручений в соответствии с установленными критериями.
В связи с этим руководителям всех уровней разъяснена необходимость внедрения современных методов управления и прекращения практики безосновательной деструктивной критики сотрудников.
Кроме того, в органах Государственной налоговой службы особое внимание уделяется повышению уровня знаний и квалификации сотрудников, ответственных за исполнительскую дисциплину.
В частности, 3 марта текущего года сотрудники центрального аппарата Государственного налогового комитета, ответственные за исполнительскую дисциплину, приняли участие в практическом семинаре, проведенном в Высшей школе бизнеса и предпринимательства, на котором была разъяснена суть Указа Президента от 10 февраля 2021 года № УП-6166 и меры по укреплению исполнительской дисциплины.
На основе вопросов и рекомендованных усовершенствованных методов работы, разъясненных в течение семинара, 10 марта текущего года проведен дистанционный тренинг для сотрудников территориальных органов государственной налоговой службы, ответственных за исполнительскую дисциплину.
Еще один важный фактор в достижении эффективности - полное устранение практики привлечения сотрудников к работе во внеурочное время.
В этих целях в Государственном налоговом комитете установлена электронная система контроля посещений и нахождения сотрудников на территории Комитета. До всех сотрудников доведена информация об оценке факта сверхурочной работы сотрудников в качестве некомпетентности и неспособности выполнять поставленные задачи в установленные сроки.
ОПЕРАТИВНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДИСЦИПЛИНА ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ
За счет автоматизации рутинных процессов, осуществляемых сотрудниками в соответствии с возложенными на органы государственной налоговой службы задачами, достигается эффективное задействование человеческих ресурсов и оперативное исполнение поручений.
В частности, с целью продолжения процесса трансформации налоговых органов в высокотехнологичную «сервисную» организацию во второй половине 2020 года запущен ряд новых информационных систем и платформ. Разработана система отслеживания продвижения маркированной алкогольной и табачной продукции от производителя до конечного потребителя.
Кроме того, реализуются меры по расширению использования идентификационных кодов Единого электронного национального каталога товаров (услуг) с целью создания возможности анализа экономической цепочки взаимоотношений между субъектами предпринимательства.
На портале электронных налоговых услуг Государственного налогового комитета для налогоплательщиков создана возможность использования 45 интерактивных и электронных услуг. С целью удаленного исполнения налоговых обязательств в период пандемии коронавируса разработано мобильное приложение «SOLIQ», включающее возможность использования порядка 20 услуг.
Для получения необходимых документов и выполнения своих налоговых обязательств субъекты предпринимательства активно используют данные услуги. Так, к примеру, в течение 2020 года число обращений в «персональный кабинет» налогоплательщика составило более 30 миллионов.
Кроме того, за счет использования возможности электронной подачи деклараций и уплаты налогов на имущество и земельного налога в прошлом году в Государственный бюджет поступило 1,6 триллиона сумов, что обеспечило прирост на 20 процентов по сравнению с предыдущим годом.
За счет внедрения данных возможностей для населения и субъектов предпринимательства созданы условия дистанционного решения вопросов, связанных с налогообложением.
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН – НА КОНТРОЛЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Следует отметить, что в органах государственной налоговой службы обращения граждан оперативно направляются исполнителям через систему «Электронного документооборота» по категориям: «Обращение в Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан», «Обращение в виртуальную приемную председателя Государственного налогового комитета», «Обращение через телефон доверия» и другие.
Подразделение, ответственное за рассмотрение обращений в органах государственной налоговой службы, имеет возможность отслеживания хода рассмотрения каждого обращения с момента поступления до получения ответа.
Одновременно в «Персональном кабинете налогоплательщика» создана функция дистанционного отслеживания статуса исполнения обращения, отправленного заявителем.
Кроме того, в Государственном налоговом комитете внедрена система оперативного рассмотрения вопросов, направленных гражданами посредством социальных сетей (facebook, telegram), в том числе в части вопросов, вызывающих широкий общественный интерес.
Для этого ответственные сотрудники проводят мониторинг социальных сетей в формате «24/7» и при появлении какой-либо информации, связанной с налоговыми органами, немедленно направляют ее соответствующему исполнителю для подготовки ответа. Так, только во второй половине 2020 года на 642 комментария, размещенные в социальных сетях гражданами, в течение последующих 2-3 часов после их появления опубликованы разъяснения Госналогового комитета. Каждое обращение в рамках данного порядка находится под моим личным контролем.
Самое важное, что в процессе рассмотрения обращений не только обеспечивается оперативное решение вопросов, но и на основе комплексного анализа разрабатываются предложения по системному решению часто задаваемых вопросов путем усовершенствования отдельных бизнес-процессов налоговых органов.
Сегодня могу с уверенностью сказать, что сотрудники налоговых органов глубоко сознают, что в основе каждого обращения, законодательного акта и поручения заложены человеческие судьбы.
Коллектив Государственного налогового комитета в качестве исполнительного органа, четко и ясно понимая важность своевременного исполнения указанных поручений, продолжит работу по укреплению исполнительской дисциплины.