За
прошедшие сентябрь-октябрь месяцы этого года по итогам камерального контроля
налоговые органы выявили более 3 тысяч случаев расхождений в налоговой отчетности
по НДС на сумму, превышающую 250 млрд. сумов.
Расхождения
в основном произошли в виду того, что предприятия по тем или иным причинам, не
отражая в своей отчетности по НДС выручку от реализации, осуществляли поставки
товаров или услуг. При этом оформляли счета-фактуры, но не вносили их в свои
реестры продаж.
Тем не
менее, те же покупатели товаров или услуг указывали полученные счета-фактуры в
своей налоговой отчетности в реестре покупок и принимали в зачет суммы НДС,
отраженные в счетах-фактурах поставщиков.
Таким
образом, поставщики, скрывая (занижая) выручку от реализации, недоплачивали НДС
в бюджет.
Вместе
с этим, выявлены случаи, когда покупатели товаров или услуг без наличия
счетов-фактур поставщиков или получая счета-фактуры от поставщиков, не
зарегистрированных в качестве плательщиков НДС, т.е. без достаточных на то
оснований, принимали к зачету суммы НДС, тем самым уменьшая сумму НДС, подлежащую
уплате в бюджет.
Так,
выявлено 1700 случаев сокрытия объема реализации товаров и услуг, где сумма НДС
составила 148 млрд. сумов и 1300 случаев необоснованного принятия к
зачету сумм НДС на 70 млрд. сумов.
В соответствии
со статьей 114 Налогового кодекса, на сумму сокрытой или заниженной выручки от
реализации товаров и услуг производится начисление налогов.
Кроме
этого, при выявлении фактов сокрытия или занижения выручки от реализации статья
114 Налогового кодекса предусматривает применение к налогоплательщику финансовых
санкций в размере 20% от суммы сокрытой или заниженной выручки.
В
соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4086
покупатели товаров и услуг не имеют права на зачет сумм НДС по полученным
товарам и услугам от поставщиков, не зарегистрировавшихся в качестве
плательщиков НДС и неуплачивающих НДС.
Следует отдельно
отметить, что налогоплательщики могут избежать ответственности и не уплачивать
20%-ные финансовые санкции в случае представления уточненной налоговой
отчетности с исправлением ошибок и уплатой сумм причитающихся налогов.
Рассмотрим на примере.
Организация «В» (покупатель),
отразила у себя в расчете НДС приобретение от организации «А» (поставщик)
товаров на 120 млн. сумов с НДС и приняла к зачету сумму НДС 20 млн. сумов,
отраженную в счете-фактуре поставщика.
При проведении камерального контроля
налоговой отчетности организации «А» установлено, что в расчете НДС у
организации «А» не отражена реализация товаров организации «В».
Таким образом, у налогового органа
появляются сомнения в законности отражения в отчетности организации «Б»
(покупателя) сумм НДС, принятых к зачету и уменьшающих сумму НДС, уплачиваемую
в бюджет. Либо наоборот, появляются подозрения о неотражении поставщиком
организацией «А» в его расчетах НДС суммы реализованных товаров.
В такой ситуации налоговый орган в
рамках камерального контроля истребует у покупателя («Б») документ
(счет-фактуру), послуживший основанием для принятия в зачет сумм НДС.
Если документ предоставлен, в нем
отражена поставка товара (100 млн. сумов) и выделена сумма НДС
(20 млн. сумов), то этот счет-фактура является основанием для
признания документального подтверждения факта реализации товаров и сокрытия
(занижения) выручки от реализации поставщиком («А»), и соответственно недоплаты
в бюджет 20 млн. сумов НДС.
В случае же, если у покупателя («Б»)
отсутствует должным образом оформленный счет-фактура, то у него нет права для
принятия к зачету суммы НДС 20 млн. сум.
Хотелось
бы подчеркнуть, что с переходом в этом году большого количества субъектов
предпринимательства на уплату НДС (это около 60 тысяч) возникает много вопросов
и ошибок при исчислении НДС и составлении налоговой отчетности. И налоговые
органы готовы оказывать всяческую поддержку налогоплательщикам путем
предоставления консультаций как непосредственно, так и через консультационную
службу «Налог-сервис».
Консультации можно получить также по телефону Сall-центра 1198.
Целевой
задачей налоговых органов на текущем этапе является создание партнерских
отношений с добросовестными налогоплательщиками.
Пресс-служба
ГНК